Главная страница » Постмодернизм
Культура и общество

Постмодернизм

Мы объясняем, что такое постмодернизм, его искусство, архитектура, философия и особенности. А также его отношения с современностью
Постмодернизм отстаивает идею провала современного проекта

Что такое постмодернизм?

Когда мы говорим о постмодерне или постмодернизме, мы имеем в виду культурный, художественный, литературный и философский процесс , возникший во второй половине 20-го века

Его не следует путать с постмодернизмом – испаноязычным литературным течением , возникшим в конце XIX и начале XX века как попытка обновить и преодолеть модернизм. Постмодернизм, с другой стороны, характеризуется противостоянием или преодолением эстетических , философских и теоретических предписаний современности

Термин постмодерн используется во многих дисциплинах , как в искусстве и гуманитарных науках, так и в социальных науках , с более или менее одинаковым значением. Однако ее трудно определить, поскольку она охватывает одновременно множество течений мысли , очень непохожих друг на друга

Все, что считается постмодерном, разделяет идею провала современного проекта, то есть неспособности современности обновить традиционные формы искусства, культуры и мысли

По мнению некоторых авторов, необходимо даже различать культуру Постмодерна (Postmodern culture или Postmodernity) и теорию Постмодерна (Postmodern Theory или Postmodernism), чтобы провести различие между современной культурной тенденцией, в которой мы живем с конца 20 века, и моделями критики и философской мысли, которые были созданы в рамках этой тенденции

В некоторых случаях даже предлагается название постматериализм или постструктурализм как более или менее синонимы постмодернизма. Еще один недостаток в обсуждении этой темы связан с валютой термина и попыткой описать то, что находится в процессе, и для чего еще нет установленной теоретической базы

В любом случае, говоря о постмодернизме, обычно проводят различие между историческим периодом, художественным направлением и философским течением

Современность и постмодернизм

Вера в науку и прогресс типична для современного мышления.

Постмодернизм невозможно понять без предварительного понимания того, чем был модерн и какие способы мышления он предлагал. С определенной точки зрения, постмодернизм даже является частью модерна, его стадией упадка или преодоления, если хотите, поскольку не существует четких границ для конца одного и начала другого

На самом деле, не следует думать, что мы полностью перешли от одной парадигмы к другой, а скорее, что постмодернизм в своей основе ставит под сомнение актуальность современных ценностей

Но давайте разберемся по порядку: с одной стороны, современность – это эпоха, начавшаяся в 15 веке и растянувшаяся на несколько столетий. В это время произошел ряд глубоких научных, социальных, политических и экономических изменений в жизни человечества

Среди прочего, это привело к появлению буржуазии как доминирующего социального класса, созданию правового государства и республиканского порядка, и все это исходя из предпосылки, что человеческий разум является лучшим союзником для организации социального и политического мира. Вера в науку , в прогресс и в накопление знаний характерна для современности

Постмодернизм – это потеря веры в эти обещания, во многом вдохновленная нигилизмом и пессимистическим видением, которое последовало за Второй мировой войной и ее ужасами. В этом смысле постмодернизм не верит в современные великие повествования

Напротив, он занимает ироническую позицию, релятивизируя то, что когда-то было абсолютными ценностями, и принимая номинализм, то есть мнение, что все в мире обязательно конкретно. Следовательно, основная критика постмодернизма связана с отсутствием предлагаемых альтернатив, что может превратить его в своего рода философский тупик

Характерные черты постмодернизма

Постмодернистская мысль в целом характеризуется следующим:

  • Она противостоит дуалистическому мышлению. То есть, она пытается уйти от того, что понимает как традицию западной мысли, которая построила бы все мировоззрение на основе дуальных оппозиций: черное-белое, восток-запад, мужчина-женщина и т.д. Таким образом, постмодернизм стремится сделать видимыми других, тех, кто находится между ними, тех, кто пробивается сквозь трещины этих дуальностей.
  • В нем предлагается деконструкция ценностей. Подвергая сомнению традицию и ее ценности, постмодернизм релятивизирует то, что в прежние времена было неоспоримой истиной , тем самым демонтируя унаследованный культурный аппарат и обнажая его ограничения, его изломы, его произвольность.
  • Он понимает реальность как творение языка. В отличие от понимания языка западной традицией как механизма репрезентации реальности , постмодернизм считает язык и мысль одним и тем же, так что реальное оказывается лингвистической конструкцией, ибо без языка не может быть мысли.
  • В ней предлагается, что истина – это перспектива. Постмодернизм не верит в великие истины и принимает разные точки зрения, поэтому он понимает реальность как нечто недоступное, недосягаемое для нас, поскольку нам доступно только то, как мы ее воспринимаем и понимаем.

Постмодернистское искусство

Постмодернистское искусство понимает жанры как свободные категории.

Определить начало самого постмодернистского искусства непросто, но предполагается, что оно началось примерно в 50-х годах 20 века , и что оно имеет тенденцию к современности. Его главная особенность, как это ни парадоксально, заключается в том, что он выступает против традиционной концепции искусства, ценя промышленные или коммерческие объекты, массовое воспроизводство, коллаж или пастиш

В других областях ценится ослабление жанров, понимание их как жидких, свободных категорий, которые можно комбинировать, и, таким образом, принятие трансгенерического, особенно в литературе

Интертекстуальность – еще одна важная особенность постмодернистского искусства, в котором все ссылается на что-то другое, следуя смыслу гиперссылки Интернета : один референт ссылается на другой, который ссылается на другой, без желания или необходимости возвращаться к исходной точке

Это позволяет исследовать реальное на основе симуляций, что по-своему предлагает постмодернистское кино, в таких фильмах, как ‘Матрица’, ‘Концепция’, ‘Бегущий по лезвию’ и других, воображаемые образы которых ставят под сомнение традиционные понятия реального, истинного, человеческого и разделение между естественным и искусственным

Постмодернистская архитектура

Постмодернистская архитектура противопоставляется современному утилитарному стилю.

В области архитектуры постмодернизм зародился в середине двадцатого века и оформился как движение в 1970 году. Его основное предложение – возвращение изобретательности, орнамента и отсылок, как ответ на формализм, навязанный архитектурным модерном

Столкновение стилей, ироничный или парадоксальный дизайн, возвращение фасада для формирования неоэклектического стиля – вот способы, которыми архитектурный постмодернизм противостоит современному, сдержанному и утилитарному стилю

Так, если архитекторы постмодерна считают современные здания абстрактными или упрощенными, то современные архитекторы клеймят постмодернизм как вульгарный, популистский и обвиняют его в общих элементах с торговыми центрами, полными бесполезных или легкомысленных деталей

Постмодернистская философия

Возникшая во Франции примерно в 1960-х годах, постмодернистская философия , как и вышеописанная, исходит из идеи, что постулаты современности и Просвещения были превзойдены

Таким образом, она стремится отойти от традиционного способа интерпретации и мышления. Он отказывается от современной веры в рациональность, благодаря значительному влиянию марксизма , психоанализа, критики рациональности Ницше и Кьеркегора, а также структурализма Леви-Стросса

Термин постмодерн в философии был популяризирован французским философом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998), а работы таких мыслителей, как Мишель Фуко (1926-1984), часто относят к этому направлению, Жак Деррида (1930-2004), Жиль Делез (1925-1995), Луи Альтюссер (1918-1990), Жан Бодрийяр (1929-2007), Ален Бадью (1937-), Юлия Кристева (1941-), Джорджо Агамбен (1942-), Питер Слотердайк (1947-) и Славой Жижек (1949-)

Продолжить: Экзистенциализм

Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий