Мы объясняем, что такое постмодернизм, его искусство, архитектура, философия и особенности. А также его отношения с современностью
Постмодернизм отстаивает идею провала современного проекта
Что такое постмодернизм?
Когда мы говорим о постмодерне или постмодернизме, мы имеем в виду культурный, художественный, литературный и философский процесс , возникший во второй половине 20-го века
Его не следует путать с постмодернизмом – испаноязычным литературным течением , возникшим в конце XIX и начале XX века как попытка обновить и преодолеть модернизм. Постмодернизм, с другой стороны, характеризуется противостоянием или преодолением эстетических , философских и теоретических предписаний современности
Термин постмодерн используется во многих дисциплинах , как в искусстве и гуманитарных науках, так и в социальных науках , с более или менее одинаковым значением. Однако ее трудно определить, поскольку она охватывает одновременно множество течений мысли , очень непохожих друг на друга
Все, что считается постмодерном, разделяет идею провала современного проекта, то есть неспособности современности обновить традиционные формы искусства, культуры и мысли
По мнению некоторых авторов, необходимо даже различать культуру Постмодерна (Postmodern culture или Postmodernity) и теорию Постмодерна (Postmodern Theory или Postmodernism), чтобы провести различие между современной культурной тенденцией, в которой мы живем с конца 20 века, и моделями критики и философской мысли, которые были созданы в рамках этой тенденции
В некоторых случаях даже предлагается название постматериализм или постструктурализм как более или менее синонимы постмодернизма. Еще один недостаток в обсуждении этой темы связан с валютой термина и попыткой описать то, что находится в процессе, и для чего еще нет установленной теоретической базы
В любом случае, говоря о постмодернизме, обычно проводят различие между историческим периодом, художественным направлением и философским течением
Современность и постмодернизм
Вера в науку и прогресс типична для современного мышления.
Постмодернизм невозможно понять без предварительного понимания того, чем был модерн и какие способы мышления он предлагал. С определенной точки зрения, постмодернизм даже является частью модерна, его стадией упадка или преодоления, если хотите, поскольку не существует четких границ для конца одного и начала другого
На самом деле, не следует думать, что мы полностью перешли от одной парадигмы к другой, а скорее, что постмодернизм в своей основе ставит под сомнение актуальность современных ценностей
Но давайте разберемся по порядку: с одной стороны, современность – это эпоха, начавшаяся в 15 веке и растянувшаяся на несколько столетий. В это время произошел ряд глубоких научных, социальных, политических и экономических изменений в жизни человечества
Среди прочего, это привело к появлению буржуазии как доминирующего социального класса, созданию правового государства и республиканского порядка, и все это исходя из предпосылки, что человеческий разум является лучшим союзником для организации социального и политического мира. Вера в науку , в прогресс и в накопление знаний характерна для современности
Постмодернизм – это потеря веры в эти обещания, во многом вдохновленная нигилизмом и пессимистическим видением, которое последовало за Второй мировой войной и ее ужасами. В этом смысле постмодернизм не верит в современные великие повествования
Напротив, он занимает ироническую позицию, релятивизируя то, что когда-то было абсолютными ценностями, и принимая номинализм, то есть мнение, что все в мире обязательно конкретно. Следовательно, основная критика постмодернизма связана с отсутствием предлагаемых альтернатив, что может превратить его в своего рода философский тупик
Характерные черты постмодернизма
Постмодернистская мысль в целом характеризуется следующим:
- Она противостоит дуалистическому мышлению. То есть, она пытается уйти от того, что понимает как традицию западной мысли, которая построила бы все мировоззрение на основе дуальных оппозиций: черное-белое, восток-запад, мужчина-женщина и т.д. Таким образом, постмодернизм стремится сделать видимыми других, тех, кто находится между ними, тех, кто пробивается сквозь трещины этих дуальностей.
- В нем предлагается деконструкция ценностей. Подвергая сомнению традицию и ее ценности, постмодернизм релятивизирует то, что в прежние времена было неоспоримой истиной , тем самым демонтируя унаследованный культурный аппарат и обнажая его ограничения, его изломы, его произвольность.
- Он понимает реальность как творение языка. В отличие от понимания языка западной традицией как механизма репрезентации реальности , постмодернизм считает язык и мысль одним и тем же, так что реальное оказывается лингвистической конструкцией, ибо без языка не может быть мысли.
- В ней предлагается, что истина – это перспектива. Постмодернизм не верит в великие истины и принимает разные точки зрения, поэтому он понимает реальность как нечто недоступное, недосягаемое для нас, поскольку нам доступно только то, как мы ее воспринимаем и понимаем.
Постмодернистское искусство
Постмодернистское искусство понимает жанры как свободные категории.
Определить начало самого постмодернистского искусства непросто, но предполагается, что оно началось примерно в 50-х годах 20 века , и что оно имеет тенденцию к современности. Его главная особенность, как это ни парадоксально, заключается в том, что он выступает против традиционной концепции искусства, ценя промышленные или коммерческие объекты, массовое воспроизводство, коллаж или пастиш
В других областях ценится ослабление жанров, понимание их как жидких, свободных категорий, которые можно комбинировать, и, таким образом, принятие трансгенерического, особенно в литературе
Интертекстуальность – еще одна важная особенность постмодернистского искусства, в котором все ссылается на что-то другое, следуя смыслу гиперссылки Интернета : один референт ссылается на другой, который ссылается на другой, без желания или необходимости возвращаться к исходной точке
Это позволяет исследовать реальное на основе симуляций, что по-своему предлагает постмодернистское кино, в таких фильмах, как ‘Матрица’, ‘Концепция’, ‘Бегущий по лезвию’ и других, воображаемые образы которых ставят под сомнение традиционные понятия реального, истинного, человеческого и разделение между естественным и искусственным
Постмодернистская архитектура
Постмодернистская архитектура противопоставляется современному утилитарному стилю.
В области архитектуры постмодернизм зародился в середине двадцатого века и оформился как движение в 1970 году. Его основное предложение – возвращение изобретательности, орнамента и отсылок, как ответ на формализм, навязанный архитектурным модерном
Столкновение стилей, ироничный или парадоксальный дизайн, возвращение фасада для формирования неоэклектического стиля – вот способы, которыми архитектурный постмодернизм противостоит современному, сдержанному и утилитарному стилю
Так, если архитекторы постмодерна считают современные здания абстрактными или упрощенными, то современные архитекторы клеймят постмодернизм как вульгарный, популистский и обвиняют его в общих элементах с торговыми центрами, полными бесполезных или легкомысленных деталей
Постмодернистская философия
Возникшая во Франции примерно в 1960-х годах, постмодернистская философия , как и вышеописанная, исходит из идеи, что постулаты современности и Просвещения были превзойдены
Таким образом, она стремится отойти от традиционного способа интерпретации и мышления. Он отказывается от современной веры в рациональность, благодаря значительному влиянию марксизма , психоанализа, критики рациональности Ницше и Кьеркегора, а также структурализма Леви-Стросса
Термин постмодерн в философии был популяризирован французским философом Жаном-Франсуа Лиотаром (1924-1998), а работы таких мыслителей, как Мишель Фуко (1926-1984), часто относят к этому направлению, Жак Деррида (1930-2004), Жиль Делез (1925-1995), Луи Альтюссер (1918-1990), Жан Бодрийяр (1929-2007), Ален Бадью (1937-), Юлия Кристева (1941-), Джорджо Агамбен (1942-), Питер Слотердайк (1947-) и Славой Жижек (1949-)
Продолжить: Экзистенциализм
Добавить комментарий