Главная страница » Потребительство
Культура и общество

Потребительство

Мы объясняем, что такое консюмеризм, его историческое происхождение, современные причины и последствия. А также, какие виды консюмеризма существуют
Потребительство подразумевает покупку большого количества ненужных товаров

Что такое консюмеризм?

Консюмеризм, сверхпотребление или безответственное потребление – это динамика чрезмерного потребления товаров и услуг, т.е. тенденция потреблять слишком много, в преувеличенной или неистовой манере , не обращая особого внимания на то, действительно ли то, что покупается, необходимо

В то же время консюмеризм – это социокультурная доктрина и вера, которая предлагает приобретение материальных ценностей как единственный путь к личному удовлетворению , и которая различает людей на основе их большей или меньшей способности к потреблению

Потребительство – это тенденция, присутствующая в постиндустриальных капиталистических обществах, особенно в тех, чьи граждане имеют высокие доходы и, следовательно, высокую потребительскую способность

С другой стороны, консюмеризм радикально противоположен ответственному потреблению или устойчивости: те, кто практикует консюмеризм (консюмеристы), не заботятся об устойчивости общества или об экологическом ущербе , который наносит их образ жизни, а предаются безумию покупки и накопления

С другой стороны, консюмеризм часто поощряется маркетингом рекламой , поскольку постоянное и массовое потребление создает спрос там, где его практически не было, и обеспечивает компаниям идеальный сценарий для их продукции. С другой стороны, многие социальные, экологические и прогрессивные секторы критикуют позиции консюмеризма и обвиняют их в расточительности, последствия которой будут драматичными для будущих поколений

Происхождение консюмеризма

Консюмеризм возможен только в рамках так называемого общества потребления , истоки которого берут начало в 20 веке. 5REI7 индустриализация , массовое производство и появление рекламы стали определяющими факторами в формировании культуры потребления, то есть модели граждан, которые ценят себя прежде всего как потребителей

Одним из главных виновников распространения консьюмеризма в истории были Соединенные Штаты, из-за перепроизводства, с которым столкнулась их промышленность в 1920-х годах, что, в свою очередь, стало результатом повышения производительности труда благодаря новым промышленным технологическим инновациям

Кроме того, это было время культурного расцвета, когда женщины получили право голоса, а чернокожие граждане сделали первые шаги на общественной арене в атмосфере великой эйфории. Это чувство благополучия и надежды сохранилось в американской культуре , отождествляемой с массовым потреблением, хотя последствия этого не заставили себя ждать: Великая депрессия 1929 года

Виды потребления

Потребление и консюмеризм не обязательно являются синонимами, и чтобы понять эту разницу, может быть полезно установить различные виды потребления, которые происходят в нашем постиндустриальном обществе, многие из которых справедливо направляются и определяются рекламой и маркетингом, а также социальными и политическими событиями. Мы ссылаемся на:

  • Экспериментальное потребление. Это покупка продукта или услуги, которые человек хочет попробовать, о которых заранее не знает и которые могут привести к эпизодическому или привычному потреблению, или просто не повторяться в течение долгого времени. Это происходит, когда на рынке появляется новый продукт или бренд.
  • Периодическое употребление. Также называемое прерывистым потреблением, оно не регулируется шаблонами, а носит спорадический, случайный характер, зависит от наличия востребованных товаров или услуг и финансового, социального и индивидуального положения потребителя.

Привычное потребление. Также называемое регулярным потреблением, это потребление, которое осуществляется часто, при котором один или несколько товаров потребляются постоянно и непрерывно, например, товары или предметы первой необходимости.ZV8LJ пища , например, обычно находится в этом диапазоне.

  • Чрезвычайное потребление. Это называется нервной или импульсивной покупкой, и, как правило, происходит в преддверии крупного события политического, социального или исторического значения или сразу после него. Они являются формой защитной реакции потребителей и часто характеризуются акцентом на основные и жизненно важные товары или те, которые находятся под угрозой дефицита.
  • Ответственное потребление. Полная противоположность консюмеризму: способ потребления, при котором осознаются последствия покупки товара, как в индивидуальной, так и в социальной и экологической жизни, и отдается предпочтение безопасным товарам с низким уровнем риска, а не тем, которые обеспечивают немедленное и сиюминутное удовольствие, обходящееся будущим поколениям очень дорого.

Причины консюмеризма

Реклама оказывает большое влияние на структуру потребления.

Консюмеризм является продуктом сложной динамики в обществе потребления, как его понимают антропологи. Эту динамику можно резюмировать следующим образом:

  • Социально-психологическая сила рекламных средств и маркетинга, способная побудить к потреблению определенных товаров посредством стратегий соблазнения, перед которыми мы все в той или иной степени уязвимы. Таким образом, продукты конкурируют за наше внимание, и вполне нормально реагировать на это импульсивными и иррациональными способами.
  • Возможности, предлагаемые некоторыми одноразовыми продуктами , использование которых происходит сразу, а затем они отправляются в мусор, несмотря на то, что их отходы и остатки могут оставаться (как в случае с пластиком ) в течение сотен лет загрязняя окружающую среду. Однако, когда продукт исчез из наших домов, у нас сложилось впечатление, что он вообще перестал существовать.
  • Запрограммированное устаревание многих продуктов, особенно технологических, которые подчиняются логике потребителя, вынужденного покупать новые каждые несколько лет, чтобы поддерживать индустрию. Эти продукты могли бы служить гораздо дольше, но они запрограммированы так, что в определенный момент перестают работать и заставляют нас покупать новый.
  • Культура новизны и инноваций, которая вознаграждает нас социально и эмоционально, только если у нас есть последняя модель продукта или услуги, и позорит нас, если мы отстали в гонке. Хуже всего то, что идти в ногу со временем практически невозможно, поскольку темпы инноваций намного опережают любую личную способность сохранять или генерировать богатство.

Последствия консюмеризма

Последствия безответственного потребления могут быть очень положительными для промышленности и местной экономики , и в то же время очень плохими для окружающей среды и здоровья человека. Некоторые из них могут включать:

  • Создает спрос там, где его не было, или стимулирует спрос на определенный товар по сравнению с другими, особенно на товары с низкой ценой и низким качеством. Это способствует неправильному распределению богатства, поскольку обычно именно средний и низший классы постоянно потребляют дешевые товары массового производства, вкладывая свои деньги в предметы, которые служат бессмысленно и приносят мало пользы.
  • Непрерывное и чрезмерное производство отходов , поскольку отходы, особенно короткоживущие, накапливаются в окружающей среде, и для их разложения могут потребоваться тысячи лет. Это, в свою очередь, разрушает хрупкий биотический баланс планеты.
  • Массовое потребление низкокачественных промышленных продуктов, особенно продуктов питания, приводит к последствиям для индивидуального, семейного и регионального здоровья, вызывая такие заболевания, как ожирение и диабет.
  • Массовое предпочтение одних товаров перед другими, особенно одноразовых товаров перед более долговечными, приводит к экономическим и торговым дисбалансам между странами целыми регионами , подталкивая циклы капитализма к более частым и острым кризисам

 

Антон Иванов

Антон Иванов

Участник V российского культурологического конгресса, куратор выставки современного искусства Deep Inside. Считаю, что культура — это неисчерпаемый источник творческого вдохновения человечества, эффективный инструмент самосовершенствования каждой отдельной личности.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий