Главная страница » Примитивное искусство
Искусство

Примитивное искусство

Мы объясним, что такое примитивное искусство и его особенности. Кроме того, почему это противоречивая концепция и различные примеры
Примитивное искусство варьируется от доисторического искусства до искусства неиндустриальных народов

Что такое примитивное искусство?

В истории искусства примитивное искусство – это название, данное различным художественным направлениям, которые объединяет то, что они традиционно считаются маргинальными или древними , с точки зрения западного искусства

Поэтому она является часто обсуждаемой и критикуемой категорией, обвиняемой в том, что европейское искусство ценится выше традиций и проявлений остальной части планеты (другими словами, в евроцентризме). Это также категория, в которую вписываются такие разные художественные формы, как месопотамский горшок, африканская маска и картина Фриды Кало

В широком смысле, первобытное искусство – это то, что предшествовало концепции искусства как такового, например, древнее искусство или искусство так называемых примитивных культур доисторического периода. Таким образом, он будет применяться к работам верхнего палеолита , некоторые из которых могут датироваться 20 000 или 10 000 лет до н.э. Если смотреть с этой точки зрения, то первобытное искусство – это искусство первобытных народов или искусство доисторических народов

Проблема в том, что это понятие примитивного, то есть древнего и неразвитого, отсталого, отдаленного, также использовалось между XV и XIX веками для описания искусства африканских, азиатских и доколумбовых американских народов. С точки зрения европейских колониалистов того времени, они были примитивными, поскольку принадлежали к менее индустриальным или менее технологически развитым регионам

Этот критерий сохранился, например, в том, как известны примитивные или примитивистские этапы творческой карьеры великих европейских художников , таких как Пабло Пикассо или Поль Гоген, то есть те этапы их карьеры, когда они находились под влиянием африканского или азиатского искусства

Аналогичным образом, термин ‘примитивное искусство’ может также использоваться для обозначения произведений искусства художников, не имеющих академического образования, то есть художников-самоучек и/или скульпторов, как в случае с мексиканской художницей Фридой Кало, чьи работы отражают необразованное отношение к искусству, то есть интуитивное, более дикое, спонтанное отношение

Как видно, во всех этих случаях понятие примитивного используется в противопоставлении культурному , академически правильному

Наконец, в живописи можно встретить термин примитив для обозначения первых мастеров местной европейской традиции , как в случае фламандских примитивов (мастеров фламандской живописи в ее ранние века, с 15 по 16 век), итальянских примитивов (итальянских художников-мастеров позднего Средневековья) и т.д

Характеристика первобытного искусства

Как видно из первоначального объяснения, трудно подробно описать универсальные характеристики примитивного искусства, поскольку это очень широкая и много оспариваемая категория в классификации искусства. Однако при характеристике первобытного искусства следует подчеркнуть следующее:

  • Это формы искусства далекие от традиционного западного художественного канона или имеющие маргинальное отношение к традиции западной истории искусства. Это может быть потому, что они относятся к гораздо более ранним временам и к очень далеким культурам, или потому, что они являются плодом дикого таланта автора-самоучки , не имеющего академического образования в области искусства.
  • Его приписывают древним, наивным, детским, спонтанным, популярным формам искусства или тем, которые намеренно преследуют одну из этих черт. Так, у состоявшегося художника может быть примитивная стадия, на которой он пытается восстановить примитивные или чистые формы выражения древнего человечества или досовременных народов.
  • В случае доисторических произведений, они отражают культуру, религию , практику и взгляды на мир своего народа через формы, линии и используемые материалы.
  • В случае произведений авторов-самоучек, они, как правило, отходят от всех видов художественных течений или школ , сложившихся в то время, и следуют своим собственным курсом, вне тенденций и традиций.
  • В случае работ состоявшихся художников они намеренно стремятся вернуться к основам , к простому и незамысловатому, к чертам, ассоциирующимся с примитивом.
  • Если мы говорим о первых мастерах местных европейских традиций, мы увидим в их работах первые признаки того, что позже стало классическим стилем или сложившейся художественной школой.

История первобытного искусства

Такие художники, как Пауль Клее, стремились вернуться к основам искусства.

Категория примитива начала использоваться в искусстве в колониальной Европе. Поэтому с самого начала оно было наделено уничижительной коннотацией: примитивным считалось то, что принадлежало отсталым народам

Именно так Европа меркантилизма промышленной революции понимала другие широты, из которых она черпала сырье для своего развития. Следовательно, термин должен был родиться когда-то между 16 и 18 веками

Однако в конце 19 века возникли две школы живописи под названием примитивизм :

  • Западная школа, включающая таких художников, как Поль Гоген, Михаил Ларионов и Пауль Клее, а также наивное искусство того времени.
  • Восточная школа, зародившаяся в России вокруг многих художников движения, известного как ‘Бубновый валет’ (1909). Это считалось движением против французского влияния на европейскую живопись того времени.

Однако важно не путать примитивное искусство и примитивизм , хотя они и являются в некотором роде похожими проявлениями одной и той же идеи примитива

Значение первобытного искусства

Значение первобытного искусства трудно определить в общих чертах. Эта категория часто критикуется и отвергается

Эта концепция раскрывает сложный аспект современных представлений об истории искусства: влияние Европы в прошлом было настолько сильным, что вся траектория развития искусства, от зари человечества до наших дней, часто мыслится как взятие Европы за центр, за норму искусства, тогда как в реальности это сравнительно небольшая часть человечества

Однако примитивизм как категория также отражает стремление к обновлению и возвращению к основам , характерное для многих художников на определенном этапе их карьеры. Движения примитивизма имели именно эту идею: вернуться к основам искусства, чтобы обновить его

Примеры первобытного искусства

Примерами примитивного искусства в его разнообразных формах являются следующие работы:

  • наскальные рисунки , найденные в пещере Альтамира в Испании, возраст которых составляет около 36 000 лет.
  • Смертная маска, найденная в Нигерии, Африка, принадлежащая народу Идома.
  • Наивный пейзаж , нарисованный анонимным народным художником и проданный туристам.
  • Nave nave nave mahana (1891) французского художника Поля Гогена, из его таитянского периода (т.е. вдохновленного Таити).
  • Автопортрет ‘Две Фриды’ (1939) мексиканской художницы-самоучки Фриды Кало.

Продолжение: Народное искусство

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий