Главная страница » Проблемно-ориентированное обучение
Психология

Проблемно-ориентированное обучение

Мы объясним, что такое проблемно-ориентированное обучение, каковы его характеристики и как оно реализуется. А также каковы его преимущества
В проблемно-ориентированном обучении студент является главным героем своего собственного обучения

Что такое проблемно-ориентированное обучение?

3VXP5 обучение– это динамика, посредством которой люди приобретают знания, навыки ценностиубеждения , в результате различных процессов наблюдения , практики и рассуждений. Это сложный процесс, который можно анализировать с разных точек зрения, что приводит к появлению различных теорий обучения, т.е. различных описаний того, как происходит обучение

С другой стороны, эти теории позволяют разрабатывать различные методы преподавания и обучения: стратегии и планы, роль которых заключается в содействии определенным формам обучения, и которые отличаются друг от друга тем, как они понимают акт обучения и как они способствуют ему. Одним из таких методов является проблемно-ориентированное обучение (PBL)

Проблемно-ориентированное обучение подходит к обучению в активной, практической форме , когда сложные жизненные проблемы решаются путем постановки вопросов, сомнений и неопределенностей, так что учащийся становится главным героем своего собственного обучения. Задача проблемно-ориентированного обучения состоит не только в том, чтобы учащийся приобрел новые знания, но чтобы он сам узнал, как и где использовать каждое новое знание обнаруженное в приобретении новых навыков и решении будущих проблем

Этот метод обучения возник в середине 20 века в Университете Кейс Вестерн Резерв (США) и Университете Макмастера (Канада), а в 1974 году стал популярен в Европе. Одним из его великих популяризаторов был американский врач и педагог Говард Барроуз (1928-2011), который придерживался трех основных направлений проблемно-ориентированного обучения:

  • Что знания приобретаются автономно или самообучением
  • Чтобы знания можно было сохранить и использовать в различных жизненных ситуациях.
  • Эти знания получены в результате обучения анализу и решению проблем.

Университет Маастрихта в Нидерландах разработал на всех своих факультетах такие стратегии обучения

Характеристики проблемно-ориентированного обучения

Проблемно-ориентированное обучение характеризуется следующим:

  • Это конструктивистский метод обучения, то есть он предполагает необходимость активной и протагонистической роли ученика в классе, вместо пассивной и монотонной роли, отводимой ему/ей образовательными методами, основанными на повторении и запоминании. Студент должен научиться учиться.
  • Использует сложные, реальные проблемы в качестве средства содействия усвоению концепций и принципов , а не представляет их непосредственно с самого начала. Таким образом, он отменяет традиционную схему обучения и позволяет учащемуся самостоятельно прокладывать свой путь к знаниям.
  • Дизайн этой образовательной стратегии основан на том, что небольшие группы студентов решают сложную проблему и посредством активного обучения делают более простые выводы на основе прагматического, исследовательского и междисциплинарного подхода.

Четыре фундаментальных принципа проблемно-ориентированного обучения таковы:

  • Контекстное обучение. Обучение не может быть оторвано от реального мира и профессиональных и практических потребностей людей, оно должно быть в контакте с осязаемыми реалиями повседневного мира, чтобы стимулировать внимание и передачу знаний.
  • Конструктивное обучение. Обучение не может происходить без активной роли учащегося в приобретении знаний. Таким образом, роль образования заключается в том, чтобы облегчить процесс обучения с помощью стратегий, которые позволяют учащемуся приспособить новую информацию , которую он получает, к своим когнитивным схемам.
  • Совместное обучение. Идеальное обучение происходит через сотрудничество со сверстниками, используя разнообразие интересов, опыта и предыдущих знаний. Поэтому желательно стимулировать сотрудничество между студентами и дух сотрудничества, чтобы совместно добиться решения проблемы.
  • Самоуправляемое обучение. Обучение должно быть направлено самим учащимся и на него, чтобы учащийся мог размышлять о том, как он/она учится, и мог сообщать свои собственные образовательные цели, стратегии и потребности. Это не означает, что учитель не нужен, но ученик должен быть очень вовлечен и очень хорошо осведомлен о процессе обучения.

Преимущества проблемно-ориентированного обучения

Преимущества модели обучения включают:

  • Она способствует активной роли учащегося, что приводит к большей приверженности, большей способности принимать решения, большей самооценке и развитию критического мышления
  • Она способствует командной работе и позитивному накоплению знаний на основе совместного опыта. Она также способствует признанию своих и чужих талантов.
  • Это метод обучения на протяжении всей жизни, который поощряет самооценку, самокритику, индивидуальную ответственность и навыки общения.
  • Включение академической учебной программы в соответствующий контекст для учащихся, с четкой и очевидной связью с реальным миром и повседневными потребностями.
  • Позволяет использовать различные материалы, источники и элементы информации, а также междисциплинарный, менее разрозненный подход.

Как внедрить проблемно-ориентированное обучение?

Реализация образовательной модели проблемно-ориентированного обучения начинается с разработки реальных проблемных ситуаций, которые учащиеся могут критически рассмотреть . Эти сценарии должны способствовать определению различных важных тем, которые следует обсудить в небольших группах учащихся в течение определенного периода времени, в конце которого они должны представить учителю цели исследования, которые они поставили перед собой

Для этого они смогут обратиться к различным V источникам информации , чтобы самостоятельно составить документацию по данному вопросу, и таким образом осуществить процесс синтеза , который приведет их к определенным выводам. Наконец, студенты должны оценить свою собственную работу и работу своих сверстников

Вкратце эту систему можно описать следующим образом:

  • Изложение проблемы-ситуации. Он должен иметь прямую связь с реальной жизнью, охватывать сложную проблему и вызывать интерес и мотивацию. В идеале она должна подводить учащихся к выводам, основанным на поддающихся проверке фактах.
  • Формирование групп и разработка плана исследования. Следует поощрять студентов опираться на предыдущие знания по теме, обосновывать свои суждения и задавать открытые вопросы. Следует поощрять внешний и независимый поиск информации.
  • Применение обучения к проблеме-ситуации. После получения информации группа должна взяться за решение проблемы творческим, прагматичным способом, отражая опыт, полученный в ходе расследования , чтобы его можно было применить и в аналогичных реальных ситуациях. Для этого важно задавать вопросы о необходимых ресурсах, о том, сколько времени займет решение и какой результат будет получен в результате обучения.
  • Оценка . Решение проблемы должно быть представлено остальным и впоследствии оценено, как отдельными членами группы, так и остальными коллегами, на основе объективных, сообщаемых и совместных критериев.

 

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий