Главная страница » Пространственный интеллект
Психология

Пространственный интеллект

Мы объясняем, что такое пространственный интеллект, как он развивается, его характеристики и примеры. Кроме того, другие виды интеллекта
Такие виды спорта, как теннис, требуют мысленного представления мяча, его траектории и корта

Что такое пространственный интеллект?

Пространственный интеллект – это способность человека визуализировать, формировать и представлять идеи или мысленные образы под разными углами. Это позволяет человеку мыслить в трех измерениях и понимать форму фигур или пространства независимо от перспективы, с которой они воспринимаются

Это понятие связано с вращением объектов в сознании, поскольку оно включает развитие мысленного образа, который формируется на основе того, что воспринимается органами чувств ( цвета , линии, формы, фигуры, размеры и отношения, существующие между ними)

Пространственный интеллект не зависит только от способностей зрения и других органов чувств, а происходит от набора абстрактных и аналитических умственных навыков, которые выходят за рамки сенсорных ощущений

Это тот тип интеллекта, который позволяет человеку представлять себе трехмерное пространство и выполнять различные задачи, например, парковать автомобиль, строить модель, ориентироваться или манипулировать сложным инструментом

Характеристики пространственного интеллекта

Пространственный интеллект – один из восьми типов интеллекта, включенных в Теорию множественного интеллекта , выдвинутую Говардом Гарднером в 1983 году, и, по его словам, один из самых важных. Это способность понимать трехмерные изображения и формы

Часть мозга, выполняющая эту функцию, расположена в правом полушарии. Эта способность позволяет решать головоломки, понимать карты и работать над строительными или инженерными проектами , среди прочего

Люди, демонстрирующие высокоразвитый пространственный интеллект, превосходят других в умственной интерпретации объектов. Они, как правило, хорошо рисуют или рисуют, любят строить вещи, хороши в играх на смекалку, таких как шахматы , где необходимо применять пространственный интеллект для планирования возможных ходов

В этих играх человек должен заранее представить на доске все многообразие возможных ходов, а не только ту фигуру, которую он передвинет в данный момент. Кроме того, он должен представлять, какие ходы сделает его противник

Повседневные примеры пространственного интеллекта

Пространственный интеллект позволяет прокладывать наиболее удобный путь.

Некоторые примеры использования пространственного интеллекта в повседневной жизни:

  • Теннисист, который рассчитывает момент удара мяча по ракетке и ориентирует ее так, чтобы она приняла желаемое направление
  • Футболист, который рассчитывает скорость своих соперников и товарищей по команде, а также расстояние до ворот, прежде чем сделать передачу мяча.
  • Человек, который правильно решает игру ‘Кубик Рубика’, должен мыслить в трех измерениях и концентрироваться на одном цвете за раз, чтобы сформировать различные грани кубика.
  • Человек, обладающий чувством направления, может визуализировать путь и воспроизвести мысленный образ с другой точки зрения, чтобы быстрее пройти по альтернативному маршруту.
  • Человек, который организует беспорядок на своей кухне, сначала должен мысленно представить, какое место будет наилучшим для каждого предмета, чтобы он занимал мало места и был доступен.

Как развивается пространственный интеллект?

Пространственный интеллект можно развивать, чтобы повысить его потенциал. Некоторые исследования детей показывают, что существует тесная связь между пространственным интеллектом и пространственным словарным запасом (такие слова, как ‘между’, ‘выше’, ‘ниже’ и ‘рядом’)

Согласно этому исследованию, те дети, которые знали больше пространственных слов, были способны лучше воспроизводить пространственные образы при игре с блоками и впоследствии могли иметь лучшие мысленные образы в трех измерениях

Эксперименты также демонстрируют важность напоминания родителям об использовании пространственного языка для стимулирования детей. Цель не в том, чтобы ребенок выучил как можно больше терминов, а в том, чтобы развить правильное понимание того, как фигуры можно перемещать, трансформировать и соединять вместе

Другие виды разведки

Семь других типов интеллекта, в дополнение к пространственному интеллекту, которые были подняты в теории множественного интеллекта Гарднера, являются:

  • Лингвистико-вербальный интеллект. Она связана с овладением речью, языком и письмом. Люди, развивающие этот тип интеллекта, обычно становятся писателями, юристами, журналистами или учителями.
  • Логико-математический интеллект. Связана с анализом задач, вычислений и операций в точных науках. Люди, развивающие этот тип интеллекта, обычно являются учеными, математиками, программистами, инженерами или бухгалтерами.
  • Телесно-кинестетический интеллект. Это связано с освоением движения тела и координацией физических действий. Люди, развивающие этот тип интеллекта, обычно являются танцорами, соревнующимися спортсменами, строителями, скульпторами или актерами.
  • музыкальный интеллект. Она связана со способностью следовать ритму музыки , а также мыслить паттернами и звуками. Люди, развивающие этот тип интеллекта, обычно являются музыкантами, композиторами, певцами или учителями музыки.
  • Межличностный интеллект. Это связано со способностью понимать в отношениях с другими людьми (улавливать эмоции, мотивы и желания других людей). Люди, развивающие этот тип интеллекта, обычно становятся психологами, философами, консультантами, продавцами или политиками.
  • Внутриличностный интеллект. Это связано со способностью к самоанализу и саморефлексии, то есть с высоким уровнем осознанности для понимания собственных чувств и эмоций. Люди, развивающие этот тип интеллекта, как правило, становятся философами, писателями, теоретиками и учеными.
  • Натуралистический интеллект. Это относится к способности распознавать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды. Люди с таким типом интеллекта, как правило, становятся биологами, защитниками природы, садоводами и фермерами.

Помимо теории Гарднера, различные исследователи предлагают и другие определения, которые стремятся объяснить природу человеческого интеллекта. К основным теориям относятся:
Общая разведка. Британский психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) пришел к выводу, что интеллект – это общая когнитивная способность , которая может быть измерена и выражена численно с помощью теста умственных способностей , называемого факторным анализом.

  • основные умственные способности. Американский психолог Луис Л. Терстоун (1887-1955) рассматривал интеллект как набор отдельных первичных способностей (а не одну способность), включающих вербальное понимание, рассуждение , скорость восприятия , числовые способности, беглость слов, ассоциативную память и пространственное зрение
  • Американский психолог Роберт Джеффри Стернберг (1949) согласен с Гарднером в том, что интеллект шире, чем одна способность, но утверждал, что некоторые предложенные типы интеллекта являются просто талантами индивида. Вместо этого он утверждает наличие трех факторов интеллекта: аналитического, творческого и практического.

 

Станислав Козлов

Станислав Козлов

Психолог, публицист. Старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий