Главная страница » Софисты
Философия

Софисты

Мы объясняем, кем были софисты в философии и их отношение к Сократу. Также, что такое софист сегодня
Софисты были философами в Древней Греции

Кто были софисты?

В Древней Греции студенты и преподаватели риторики, жившие в основном в Афинах в течение 5 и 4 веков до н.э., назывались софистами.C . Хотя софисты в большинстве своем были учителями и учениками, они никогда не составляли единое целое, как если бы речь шла о школе, но каждый проповедовал и учил по-своему и отличался от других

Среди наиболее известных софистов были Протагор (485 – 411 гг. до н.э.) и Горгий из Протагора (485 – 411 гг. до н.э.).до н.э.) и Горгиас из Леонтиноса (483 – 375 гг. до н.э.).до н.э.), который и сегодня известен двумя своими самыми важными работами – ‘О природе или небытии’ и ‘Энкомий Елены’. И Протагор, и Горгиас нашли своих самых больших хулителей в Сократе, Платоне и Аристотеле. Оба они фигурируют как персонажи в нескольких произведениях Платона и одновременно обвинялись в том, что убеждали аудиторию и политические собрания без всякой цели, кроме личной выгоды

Этимология и значение термина ‘софист’

Происхождение термина софист можно проследить от греческих слов sophía, мудрость, и sophós, мудрый , судя по сохранившимся древним текстам (таким как ‘Илиада’), в которых он часто ассоциируется с такими понятиями, как остроумие, талант или различные формы практического ума в общем смысле

В 5 веке до н.э. До нашей эры софистов называли мудрецами или учителями , не от слова sophós, а от sophistés (σοφιστής). Вариативность термина объясняется тем, что они считались не мастерами мудрости, а профессионалами знания и красноречия. Как существительное, sophistés было образовано от глагола sophizo (σοφίζω), который происходит от слова sophós и переводится как учить или заставлять учиться. Именно благодаря этой игре слов sophistes переводится не только как софист, но и как мудрец, знаток или мастер своего дела

Примером такой деривации является использование слова софист в работах Платона (ок. 427 – 347 a. В платоновских диалогах оно используется в значении профессионального учителя, поскольку софисты странствовали по Греции, передавая широкий спектр знаний и обучения

Но поскольку поэтам и философам платили за их услуги, их обвиняли в том, что они добиваются в спорах не истины, а лишь аргументированной победы, даже с помощью ошибочных или нечестных методов мышления, – претензии, выдвинутые против них их современниками, такими как Пиндар (ок. 518 – 438 a.до н.э.) или Сократ (470 – 399 гг. до н.э.), учитель самого Сократа.до н.э.), учитель самого Платона

Начиная с V века до н.э. термин софист стал употребляться в значении фальшивыйДо н.э. термин ‘софист’ стал употребляться в значении ‘фальсификатор’ – шарлатан или философ, готовый скорее уступить общественному мнению, чем посвятить себя истине. Последнее значение сохранялось до времен Римской империи, применяясь не только к философам, но и к писателям, поэтам, ораторам и учителям риторики, многие из которых были частью Второго софистического движения

Главные софисты

Одними из главных софистов греческой традиции были:

  • Протагор из Абдеры (ок. 485 – c. 411 a.C.). Он был греческим мыслителем, путешественником и учителем риторики. Он запомнился как странствующий учитель, путешествующий по стране и берущий высокую плату за обучение, например, правильному употреблению слов (искусство правильно произносить слова называется орфоэпия). Хотя Платон не уважал софистов, он посвятил им один из своих одноименных диалогов, ‘Протагор’. Согласно Диогену Лаэрцию и Сексту Эмпирику, Протагор был известен одной из максим, которую он преподавал: ‘Человек есть мера’. Расширенная версия, записанная в утраченном произведении под названием ‘Разрушительные рассуждения’, гласит: ‘Человек есть мера всех вещей, тех, которые есть, насколько они есть, тех, которых нет, насколько они не есть’.
  • Горгиас из Леонтинос (483 – 375 гг. до н.э.).C.). Он был учеником Эмпедокла и знатоком мысли Зенона Элейского и Парменида. Горгиас был еще одним из великих греческих софистов, которого уважали как философа даже его недоброжелатели. Некоторые приписывают ему роль отца ораторского искусства и основателя эпидейктики, которая представляет собой форму речи, восхваляющую или порицающую человека. Наиболее известные его работы – ‘О природе или небытии’ и ‘Энкомий Елены’. Первый – это трактат по элеатской философии, в котором он приходит к выводу, что ничего не существует, а если бы и существовало, то не могло бы быть известно человеку или, в любом случае, было бы невозможно объяснить с помощью языка. Энкомий Елены – это страстная речь, в которой он указывает на все причины, по которым Елену обвиняют в Троянской войне, и одну за другой отвергает их как ложные.
  • Продик из Сеоса (465 – 395 гг. до н.э.).C.). Он был ранним софистом и современником Сократа, чьи учения были посвящены грамматике и риторике. Ни одно из его произведений не сохранилось до наших дней, но есть многочисленные ссылки на этого философа в работах других авторов, некоторые даже с цитируемыми фрагментами. В круг его интересов входили астрономия, язык, этика религия
  • Хипиас из Элиды (ок. 460 – c. 400 a.C.). Он был одним из софистов первых поколений и выдающимся геометром, первооткрывателем квадратичной системы счисления, с помощью которой он дал ответы на центральные проблемы греческой геометрии. Ему также приписывают отличную память и изобретение многочисленных мнемонических правил.
  • Фрасимах Халкидонский (459 – 400 гг. до н.э.).C.). Мало что известно о жизни этого софиста, который появляется в платоновских диалогах и в ‘Республике’ Платона, особенно в его размышлениях о роли справедливости. Об остальной его жизни мы знаем из упоминаний в утраченной пьесе комедиографа Аристофана и в труде Климента Александрийского.

Сократ и софисты

Антагонизм между философами-софистами и учителем Платона, Сократом, хорошо известен. Хотя Сократ считал Горгия и Протагора настоящими философами, именно благодаря ему и трудам Платона термин ‘софист’ приобрел уничижительное значение. Основные причины этой вражды можно свести к следующим пунктам:

  • Софисты брали плату за обучение своим знаниям и доступ к истине, тогда как Сократ считал, что истине нельзя научить, и беседовал с любым афинянином, который был готов это сделать.
  • Софисты обладали энциклопедическими знаниями и использовали дебаты как метод обучения, в то время как Сократ верил в диалог (особенно во время прогулок, поэтому его прозвали перипатетиком) и в направляемые вопросы и ответы как метод обучения.
  • Для софистов главной задачей было убедить другого с помощью логических аргументов или колкостей (ложных доводов), призванных возбудить аудиторию; в то время как Сократ был твердо намерен добиться истины, какой бы непопулярной она ни была.
  • В целом, софисты критически относились к греческой религиозной традиции, тогда как Сократ был предан закону и чувствовал сильную привязанность к Афинам и их традициям.

Современное использование термина ‘софист’

Общее значение термина софист соответствует значению шарлатан или концептуальный жонглер. Однако некоторые современные мыслители, такие как Мишель Онфрей или Джорджо Колли, утверждают, что софисты имеют большое значение в традиции западной мысли

Трактаты Протагора и Горгия считаются официальными предшественниками сегодняшних представлений о языке и использовании слов. Уже Ницше, в 19 веке б.C., сказал, что в отличие от Сократа (которого он постоянно высмеивал и принижал) и Платона, софисты были первыми настоящими философами греческой античности

Следуйте за ним: Скептицизм

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий