Главная страница » Стратегическое планирование
Компании и бизнес

Стратегическое планирование

Мы объясним, что такое стратегическое планирование и из чего состоит этот процесс. Почему это важно и модели стратегического планирования
Стратегическое планирование направлено на наилучшее использование ресурсов для достижения поставленной цели

Что такое стратегическое планирование?

Под стратегическим планированием или стратегическим планированием мы обычно подразумеваем систематический, то есть методический, процесс реализации планов для получения целей и желаемых результатов. Это тип тактического планирования, который рассматривает наилучшие способы достижения целей , которые мы поставили перед собой, как в организации компания учреждение и т.д.), так и в нашей личной жизни

Стратегическое планирование является широко используемым организационным инструментом , особенно в армии (военная стратегия) или в бизнесе (бизнес-стратегия или финансовая стратегия). Аналогичным образом он применяется и к разнообразным сферам жизни , в которых необходимо заложить основы для достижения цели, предвидя возможные недостатки и действуя по наиболее подходящему маршруту с учетом имеющихся ресурсов

Задача всего этого – придумать хорошую стратегию , то есть хороший способ или хороший набор процедур для достижения цели. Это означает:

  • Определите и затем достигните предложенную цель
  • Используйте конкурентные преимущества, чтобы выделиться на фоне остальных.
  • Разработайте методологию , соответствующую имеющимся ресурсам, среде, в которой вы находитесь, и динамике , с которой вы сталкиваетесь.
  • Достичь метода , который является динамичным, гибким и адаптируемым к непредвиденным событиям, позволяя ему решать проблемы по мере их возникновения.
  • Предложите план, который поддается измерению и корректировке с точки зрения эффективности.

Хорошее планирование закладывает основу для других административных процессов , таких как организация, управление контроль

Процесс стратегического планирования

После определения целей необходимо провести анализ имеющихся ресурсов.

Планирование считается первым этапом любого производственного цикла и всегда начинается с определения стратегических целей. Так называют основные, центральные цели, на которых базируется организация, т.е. первичные цели, без которых все усилия бессмысленны и которые, в свою очередь, делают возможным достижение других последующих целей

После установления целей необходимо провести анализ имеющихся ресурсов (материальных, человеческих, технологических и т.д.) и переменных окружающей среды (вызовы, трудности, конкуренция и т.д.). Учет этих элементов необходим для любого процесса стратегического планирования, так как стратегии не могут быть реализованы без ресурсов, и не следует растрачивать или игнорировать потенциал, имеющийся в организации, даже на начальном этапе

После завершения стратегического анализа необходимо разработать базовый план или минимальную стратегию , которую можно усложнить в зависимости от потребностей организации. Для этого основной план должен быть сегментирован на низкоуровневые операции, то есть краткосрочные цели, которые легко представить и продумать с течением времени, формулировка которых формирует долгосрочный план. Этот процесс перевода в конкретные действия известен как стратегическое исполнение

Наконец, процесс должен отслеживаться и подвергаться диагностической динамике и стратегической оценке, чтобы знать, насколько близки его результаты к первоначально прогнозируемым, и где находятся неудачи, трудности или проблемы, и как их можно решить для достижения большей эффективности и оптимальных результатов

В целом, процесс стратегического планирования состоит из:

  • Определение или пересмотр ценностей миссии и видения организации.
  • Проведите сканирование окружающей среды.
  • (Пере)определение долгосрочных стратегических целей.
  • Разработайте стратегический план действий для их выполнения.
  • Разработайте краткосрочные процедуры и действия, которые ведут в направлении цели.
  • Оцените результат и повторно примените метод.

Важность стратегического планирования

Стратегическое планирование позволяет принимать решения, оценивая потенциальные риски.

Во многих случаях в жизни разница между успехом и неудачей будет зависеть от реализуемой стратегии. И в этом смысле стратегическое планирование становится очень важным организационным инструментом

Хотя ни один план не является непогрешимым, лучшие планы – это те, которые начинаются с тщательной оценки имеющихся ресурсов, проблем, с которыми придется столкнуться, и других факторов, участвующих в принятии решений. Речь идет не о предвидении будущего, а о предвосхищении: оценка риска и безопасная игра , чтобы путь к цели был максимально продуктивным и эффективным. Какой смысл вкладывать усилия в путь, который не ведет к желаемой цели? Какой смысл вкладывать ресурсы в предвидение невозможностей, оставляя другие реальные риски без внимания?

Таким образом, стратегическое планирование навязывает себя в финансовом и деловом мире как сердцевина принятия решений , а также диагностики и решения проблем. Именно поэтому многие организации полагаются на третьих лиц ( аутсорсинг ), которые проводят такие вмешательства и помогают им переориентировать свои усилия для достижения больших и лучших результатов

Модели стратегического планирования

Карта стратегии полезна для передачи стратегического плана организации.

Существует несколько концептуальных моделей для осмысления или определения стратегического планирования, каждая из которых имеет различные способы представления и более или менее дидактические процедуры. Наиболее известными из этих моделей являются:

  • Сбалансированная система показателей. Основанный на четырех областях интересов, понимаемых как независимые, но взаимосвязанные карты, он позволяет определить функционирование организации. Эти четыре области: финансовая перспектива, перспектива клиента , перспектива процесса и перспектива обучения знаний (контроль). На каждой карточке указаны стратегические цели строгости и вопросы, которым следует уделить особое внимание. Это дает общее представление о стратегии организации.
  • Карта стратегии. Созданная как иерархическая организационная диаграмма, полезная для передачи стратегического плана организации, она рассматривает те же четыре области понимания, что и предыдущий пример: финансы, клиент, внутренние процессы и контроль. От каждого из них проводятся связующие линии, которые определяют, в своего рода родословной, что стоит на первом месте, а что на втором, и что от кого зависит в плане ресурсов или процессов.
  • SWOT-анализ. Его название, широко используемое в различных областях, происходит от аббревиатуры четырех элементов, которые он стремится оценить в любой организации: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Первые два относятся к внутреннему, а последний – к внешнему, что рисует достаточно дидактическую сетку стратегической ситуации организации и позволяет проектировать будущее.
  • PEST-анализ. Его название происходит от слов: политический экономический , социокультурный и технологический. Это четыре стратегические области, которые данная модель предлагает для понимания любой организации. Этот анализ идеально подходит для промышленных условий и обычно представляет эти четыре фактора с помощью связанных кругов (поскольку они во многом зависят друг от друга).

Возможно, вам будет полезно: Планирование в администрации

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий