Главная страница » Свободная воля
Знания

Свободная воля

Мы объясняем, что такое свобода воли и как она связана со свободой. А также его философский, теологический и научный подход
Свобода воли позволяет людям брать на себя полную ответственность за свои действия

Что такое свобода воли?

Свобода воли или свобода выбора – это способность человека принимать автономные решения, то есть выбирать между альтернативами. Это подразумевает принятие ответственности за свои действия. Термин происходит от латинских слов liber (свободный) и arbitrium (решение)

Существование свободы воли было одним из центральных споров в философии науке теологии. Этот спор можно разделить на тех, кто отрицает его на том основании, что каждое событие во Вселенной причинно неизбежно, и тех, кто утверждает его на том основании, что по крайней мере некоторые события происходят случайно. Принятие любой из этих позиций имеет этические, психологические и юридические последствия

Свобода воли и свобода

Свобода воли подразумевает неподвластность внешним императивам.

Понятия свободной воли и свободы тесно связаны. Настолько, что их часто используют как синонимы или . Однако между ними есть различия

  • Свобода , в базовом смысле, – это способность действовать без принуждения и препятствий. Свобода воли – это способность решать или выбирать и, в конечном итоге, осуществлять принятое решение.
  • Осуществление свободы воли требует использования определенных способностей, таких как способность воображать возможности и аргументировать плюсы и минусы каждой возможности. Это делает свободу воли исключительной способностью человека, в то время как свобода может быть приписана и животным (так, говорят о свободе птицы или об освобождении животного, находившегося в неволе).

Свобода воли в философии

Вопрос о свободе воли рассматривался много раз на протяжении всей истории философии. В этом отношении существуют три основные позиции:

Детерминизм

Она основана на идее, что каждое событие в физической вселенной имеет идентифицируемую причину , так что при наличии достаточной информации можно заранее определить, что произойдет в любой ситуации. В применении к человеческому поведению эта идея подразумевает, что не существует действительно свободных действий, а есть лишь ошибочное или недостаточное понимание причин действий

Крайний детерминизм, известный как жесткий детерминизм, считает свободу воли несовместимой с идеей детерминированной вселенной. По этой причине такая позиция называется некомпаративизмом

Индетерминизм

Придерживается идеи, что события происходят не обязательно , а являются результатом случайности (понимаемой как система нелинейных или несогласованных причин). Отсюда следует, что человеческие действия могут быть результатом воли (т.е. свободной воли)

Наиболее радикальной версией индетерминизма является либертарианство, которое постулирует, что свобода воли несовместима с детерминизмом. Как и жесткий детерминизм, либертарианство является формой некомпаративизма

Компаративизм

Также известен как мягкий детерминизм, считает детерминизм и свободу воли совместимыми . Хотя события причинно обусловлены, люди могут действовать свободно, если они руководствуются собственными желаниями, а не принуждением. С этой точки зрения, свобода воли – это способность отождествлять себя с собственными желаниями

Свобода воли в теологии

теологии вопрос о свободе воли занимает важное место. Центральной проблемой было примирение свободы воли человека со всемогуществом и всеведением Бога

Свобода воли в католицизме

В католицизме один из главных вкладов в эту тему сделал святой Августин, который различал собственно свободу и свободу воли. Последняя – это способность человека принимать решения, а свобода – это способность правильно использовать свободу воли и выбирать добро

Поскольку человек, вследствие первородного греха , сам по себе не может ориентироваться на добро, – утверждает Августин, – Бог дает ему свою благодать. Божественная благодать не подавляет свободу воли, но сотрудничает в обретении человеком свободы. Если бы не было свободы воли, человек не отвечал бы перед Богом за свои поступки

Впоследствии доктрина свободы воли была подхвачена другими христианскими теологами средневековья и официально освящена католической церковью на Трентском соборе (15445-1563)

Свобода воли в протестантизме

В отличие от католицизма, некоторые ветви протестантизма отвергают существование свободы воли или, по крайней мере, отрицают, что человек может правильно использовать свою свободу воли. Мартин Лютер и Джон Кальвин считали, что человеческая природа была полностью испорчена в результате первородного греха.(Католицизм, с другой стороны, утверждает, что первородный грех ослабил человеческую природу, но не испортил ее абсолютно)

Свобода воли в иудаизме

Вне христианства существование свободной воли является самоочевидной истиной для иудаизма , тесно связанной с божественной справедливостью, которая вознаграждает и наказывает за поступки. Отношения между божественным всеведением и свободой воли объясняются в терминах парадокса: Бог существует вне времени, поэтому он знает и прошлое, и будущее, и так же, как божественное знание о прошлом не влияет на свободу воли человека, так и знание Бога о будущем не влияет на свободу воли

Свобода воли в исламе

Для ислама свобода воли является основой ответственности человека за свои поступки. Действия, которые люди совершают по своей свободной воле, засчитываются в День Суда, так как только эти действия действительно являются их собственными. Это не мешает свободной воле иметь место с Божьего позволения

Свобода воли в религии

В религиозной мысли тема свободы воли часто занимает важное место. Во-первых, потому что существование всемогущего, всеведущего и вездесущего Бога , предлагаемое великими монотеистическими религиями, делает божественную волю определяющей причиной абсолютно всего во вселенной

Согласно этой логике, если Бог знает, что произойдет, и имеет возможность предотвратить это, но не делает этого, значит, он допускает это, а значит, несет ответственность за все

Проблема такого взгляда заключается в том, что его можно истолковать как освобождение человека от моральной ответственности за свои поступки, и поэтому он не может быть судим Богом на основании своего жизненного выбора или верности моральному кодексу, который утверждает сама религия. В конце концов, почему Бог не создал нас такими, какими мы должны были быть?

Чтобы разрешить это противоречие, в западной религиозной традиции возникла идея о том, что Бог дал человеку свободную волю, чтобы он мог свободно действовать и принимать собственные решения

Это понятие, согласно разным традициям, связано с самим существованием души, и в традиции еврейской мысли это жизненно необходимо для того, чтобы существовала божественная награда или наказание. Таким образом, согласно раввинистической литературе, все будет предусмотрено Богом, но в то же время свобода воли гарантирована

Другие теологи , такие как католический монах св. Фома Аквинский (1224-1274), считали человека существом, заранее запрограммированным Богом на достижение определенных целей, но наделенным достаточной внутренней свободой для выбора пути к ним

Напротив, на Трентском соборе XVI века было решено, что человек обладает богоустановленной и богодухновенной свободной волей, с помощью которой он может сотрудничать с божественной волей или, напротив, противостоять ей

Свобода воли в Библии

В Библии выражение ‘свобода воли’ не упоминается в явном виде. Однако, как в иудейской традиции, так и в католицизме и других христианских школах считается, что многочисленные библейские отрывки намекают на концепцию свободы воли, т.е. способности человека выбирать между двумя или более возможными вариантами действий

Прежде всего, грехопадение Адама и Евы (о котором рассказывается в 3-й главе книги Бытие) часто считается библейским основанием свободы воли. Это падение является следствием их сознательного выбора ослушаться Бога

Идея о том, что человек может свободно выполнять божественные предписания, также присутствует в книге Второзаконие. В 30-й главе Бог через Моисея говорит израильтянам: ‘Сегодня Я беру небо и землю в свидетели против вас; Я поставил перед вами жизнь и смерть, благословение и проклятие. Избери жизнь, и будешь жить, ты и потомки твои’ (Дт 30:19)

Подобным образом можно сказать, что Иисус признает, что люди вольны следовать за Ним или нет: ‘Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною’. (Мк. 8:34)

Свобода воли в науке

Свобода воли и ее ограничения исследуются такими науками, как нейронаука.

Вопрос о свободе воли был предметом дебатов и исследований в науке. Основной вклад внесли физика, генетика , нейронаука и психология

  • Свобода воли и физика . В отличие от классической, детерминистской физики, современная физика признает, что невозможно установить, действительно ли детерминизм существует во Вселенной, т.е. существует ли для каждой причины обязательно наступающее следствие. Квантовая механика предсказывает явления только в терминах вероятности, что ставит под сомнение детерминизм. Это подтвердило бы тезис о существовании свободы воли
  • свобода воли и генетика. В области генетики одним из основных споров является вопрос о влиянии генетических и эволюционных факторов на развитие человеческого поведения. По мнению различных исследователей, многие формы поведения человека можно объяснить с точки зрения генетики. Это может привести к утверждению, что свобода воли – всего лишь иллюзия. Однако некоторые биологи утверждают, что генетическая детерминация не равнозначна отсутствию ответственности. Более того, они считают, что окружающая среда может быть в равной или большей степени определяющей, чем генетика.
  • Некоторые эксперименты показали, что люди осознают выполнение действия через несколько миллисекунд после того, как мозг принял решение о его выполнении. Для некоторых ученых это означает, что свобода воли не участвует в принятии решения и поэтому является иллюзией.
  • В области экспериментальной психологии эксперименты проводятся для изучения выводов, которые люди делают о своем поведении на основе предоставленной им информации. Таким образом, было замечено, что люди могут поверить в то, что они добровольно совершили определенные действия, хотя это не так. Эти и другие эксперименты заставили некоторых исследователей утверждать, что идея о том, что сознательный контроль над добровольными действиями всегда присутствует, является иллюзией. Поэтому невозможно утверждать существование свободы воли.

Следуйте за: Автономия

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий