Главная страница » Умбанда (религия)
Культура и общество

Умбанда (религия)

Мы объясняем, что такое религия умбанда, каковы ее верования и происхождение. А также каковы его обряды и духовные наставники
Религия умбанда приобрела известность в Бразилии как популярная религиозная практика

Что такое умбанда?

Умбанда – это религия бразильского происхождения, сочетающая в себе наследие африканских религий, привезенных в Америку рабами колониальной эпохи, с различными индуистскими христианскими элементами, а также традициями коренных американских народов. Хотя он зародился в Бразилии, он распространился на соседние территории, такие как Парагвай, Аргентина и Уругвай

Умбанда – это термин, происходящий из киконго, языка банту, родного для Анголы, и может быть переведен как искусство исцеления. Это возможно потому, что изначально он был частью магии , с помощью которой африканские целители исцеляли своих собратьев, основываясь на их реинкуляции с космическим порядком

С момента своего появления в 20 веке религия умбанда приобрела известность в регионе как популярная религиозная практика, связанная с многочисленными бразильскими певцами, такими как Винисиус де Мораес, Жозе Безерра да Силва и Рауль Сейшас. Его присутствие стало центральным в сфере бразильского неопятидесятничества: было проведено не менее трех конгрессов верующих и практиков, а также в 2003 году был создан факультет теологии умбандистов – учреждение, функционировавшее до 2016 года

Из-за своего синкретического характера умбанд имеет множество точек соприкосновения с другими религиями , и его божества часто совпадают по представлению, ассоциациям или дню поклонения с явлениями христианской Девы Марии или с членами католического календаря святых. Подобным образом, Умбанда имеет точки соприкосновения с другими религиями африканского происхождения, такими как Макумба, кандомбле или религия йоруба на Карибах, но ее не следует путать ни с одной из них, поскольку это синкретическая религия бразильского происхождения

Происхождение Умбанды

Зелио Фернандино де Мораес считается основателем религии умбанда.

Хотя о происхождении религии умбанда ведутся споры, известно, что она возникла в начале 20 века на основе того, что считалось традиционной религиозной практикой или макумбой. Эта практика была распространена в Рио-де-Жанейро в XIX веке и включала в себя два направления: популярное (umbanda popular) и более изысканное, принятое определенной местной элитой (umbanda blanca). Из этих двух направлений именно первое породило нынешний культ умбанды

Согласно рассказам практикующих, датой происхождения умбанды считается 15 ноября 1908 (или 1907) года из владений Зелио Фернандино де Мораеса , молодого человека среднего класса из католической семьи в Рио-де-Жанейро, призванного духом, известным как Caboclo das sete encruzilhadas (португальский: caboclo т.е. дух семи перекрестков), существом, для которого всегда открыты все пути

В ту ночь дух кабокло, чередуясь с другой сущностью по имени Preto Velho Pai Antonio (то есть старый черный отец Антонио), наставлял присутствующих в создании Tenda Espírita Nossa Senhora da Piedade (духовного шатра Богоматери Благочестия) и проведении многочисленных обрядов, тем самым закладывая основы религии умбанда

Верования и символы умбанда

Не существует единого свода верований умбанды , то есть единого учения. Напротив, сосуществуют различные формы поклонения, такие как традиционная умбанда, умбандомбле, священная умбанда, христианская умбанда или умбанда омолоко

Однако умбанда в целом является монотеистической религией, которая предполагает существование всемогущего божества, недоступного для людей, известного как Олорум или Замби , чья жизненная энергия движет жизнью и проявляется в мире через различных духов-наставников, известных как орикса. Вместе эти божества составляют своеобразный пантеон, к которому люди могут получить доступ через офис медиума

В то же время Умбанда считает, что существуют определенные универсальные человеческие ценности , известные как Семь линий Умбанды, которые придают смысл существованию и служат руководством поведения человека в направлении гармонии с окружающей средой (животной, растительной, минеральной и т.д.) и реализации божественно назначенного смысла собственной жизни. Эти семь линий, кроме того, связаны с определенными материалами и конкретными элементами реальности, как показано ниже:

  • Вера – Кристалл (хрусталь).
  • Любовь – Минерал (металл).
  • Знания – Овощные (растения).
  • Баланс – Igneous (огненный).
  • Орден – Эолийский (воздушный).
  • Трансмутация – Теллурическая (земля).
  • Жизнь – водная (вода).

Каждая из этих линий представлена широким разнообразием божеств со всех уголков земного шара, связывая современные религии и исчезнувшие культы, к которым Умбанда одинаково открыта. Однако каждую линию охраняет орикса, как администратор и хранитель этих добродетелей , чьи отношения с человечеством подчиняются закону причины и следствия: каждое полученное добро или перенесенное зло должно быть возмещено через божественную справедливость

Через духовную работу, руководство духа и связь с соответствующими материальными элементами верующие умбанда стремятся направить свою жизнь к высшему благу и к выполнению священной миссии в мире

Практики и церемонии умбанды

Ритуалы умбанда – это, как правило, праздники, открытые для присутствия публики.

Практики умбанды могут быть очень разнообразными, в зависимости от аспекта практикуемого культа. В целом, это ритуалы , которые стремятся связать человека с его конкретными духовными наставниками (или просто узнать, кто они такие)

Ритуальные процедуры и их формы определяются жрецом (Pai-de-santo, babaloxá или babalá), который интерпретирует желания духа-проводника, поэтому они не всегда выполняются одинаково и не всегда включают одни и те же шаги. Несмотря на это, эти обряды обычно проводятся в тендасах или духовных домах, заранее приспособленных для вызывания духов, и, как правило, праздники открыты для присутствия публики

В широком смысле, различные обряды Умбанды можно разделить на три категории:

  • Владения. Как следует из названия, они заключаются в призыве одного или нескольких духов войти в тело медиума под ритуальным руководством священника. Этими духами обычно являются эгуны (мифические предки), кабоклос (духи коренных народов) или претос вельхос (африканские духи), и даже некоторые орихас. Во время одержимости медиумы впадают в транс и могут сообщать присутствующим божественную волю.
  • Инициационные обряды. В целом, обряды посвящения в религию умбанда включают в себя глубокий символизм и присутствие жертвенных животных, которых посвящаемый кормит в течение нескольких недель или даже месяцев, а затем ритуально приносит в жертву. Затем посвящаемым моют голову, стригут волосы и купают в крови животного, чтобы отметить их смерть как профанов и возрождение в качестве последователей Умбанды.
  • Предложения. Связь между людьми и божествами осуществляется через символический обмен товарами, жертвоприношениями животных и пищей, в зависимости от того, что просит орикса. Эти обряды сочетаются с практикой причащения, похожей на католическую, процессиями, молитвами и песнопениями христианской литургии, с подношениями табака, агуардиенте, свечей, цветов, риса, духов и мяса петухов и кур, и это лишь несколько примеров.

Наконец, у умбанда очень разнообразный ритуальный календарь, сочетающий католические праздники с праздниками африканского происхождения. Например, 8 сентября – день Оксума (Очун или Ошун), орикса, эквивалентного Деве Марии Каридад дель Кобре

Orixás или духовные наставники

Иеманжа – самая популярная и публично почитаемая орикса в Бразилии.

Пантеон умбанда обширен и включает божества с различными именами и формами представления. Пантеон ориксас, однако, очень похож на пантеон других африканских религий на континенте (например, йоруба на Карибах) и состоит в основном из:

  • Oxalá. Самый важный из ориксов и первый, созданный Олорумом, обладающий как женскими, так и мужскими чертами. Его синкретизируют с Христом последних дней, а иногда и с Девой Милосердия, он – создатель Земли и человека, владелец всего белого, мыслей, головы и снов. В других религиях африканского происхождения он известен как Очала или Оббатала.
  • Xangó. Орикса справедливости, молнии, грома и огня, он синкретизируется в сантерии со святым Марком и святой Варварой и имеет двойную историческую и божественную характеристику, поскольку предполагается, что он был четвертым мифическим королем нигерийского города Ойо. Он – жестокий и мстительный орикса, повелитель солнца и бурь, сильный, храбрый и справедливый. Говорят, что у него было несколько жен и он владел обоюдоострым топором. В других религиях африканского происхождения он известен как Чанго или Шанго.
  • Огум. Воин Орикса, покровитель кузнецов, металлов, технологий и защитник хирургов, солдат и полицейских. Непокорный и жестокий персонаж, он изображен с мачете, которым он разрубает своих соперников на куски или прорубает себе путь через растительность джунглей. Он ассоциируется со святым Георгием из христианского пантеона и часто со святым Петром, поскольку у него в руках металлические ключи от рая. В других религиях африканского происхождения он известен как Оггун или Огун.
  • Оксоси. Охотник Орикса, покровитель пленников и беглецов, владелец лука и стрел. Он считается магом или колдуном, ассоциируется с синим, желтым и коралловым цветами, обладает умом, проницательностью и изобретательностью. Он – лучший из охотников, чьи стрелы никогда не промахиваются, и именно он дает пропитание пленникам. Брат Ксанго и Огума, сын Оксалы и Иеманжи. В других религиях африканского происхождения он известен как Ошоси или Охоси.
  • Иеманжа. Орикса ассоциируется с морем, изобилием и материнством, покровительница моряков и рыбаков, мать всех рыб. Она является самой популярной и публично почитаемой ориксой в Бразилии и в различных регионах Карибского бассейна и США, носительницей многочисленных эпитетов, таких как владычица вод, мать воды или мать всех ориксов. Утонувшие люди возвращаются к ней, чтобы жить в качестве ее мужей и жен, поэтому она стала ассоциироваться с европейскими русалками; в других смыслах она более тесно связана с Девой Марией. В других религиях африканского происхождения она известна как Йемайя или Йеманжа.
  • Оксум. Женщина орикса, связанная с плодородием, владелица бронзы и всех рек. Она также является владелицей субботы и цвета золота и представлена как тщеславная, чувственная женщина, которая ходит к реке купаться, надевая ожерелья и украшения. Она ассоциируется с Девой Святой Каридад дель Кобре и была одной из жен Ксанго. В других религиях африканского происхождения он известен как Очун или Ошун.
  • Оба. Женщина-ориша, связанная с жертвенной любовью и супружеской верностью , хозяйка озер и лагун, обитательница кладбищ, где она охраняет гробницы. Она изображена как сильная, грозная, завистливая и непонятая женщина. Она обычно не рождает сыновей среди верующих и ассоциируется со старым розовым цветом, кинжалом, супом и супницами. Ее культ синкретичен с культом Святой Екатерины или Святой Риты Каширской, а в других религиях африканского происхождения она известна как Обба или Обба.
  • Oxumare. Андрогинный орикса, связанный со змеей и красным и синим цветами, которые представляют мужское и женское начало соответственно. Он – движение, богатство, баланс, он отвечает за поддержание круговорота воды и того, что остается, того, что длится. Он является гарантом того, что все будет продолжаться так, как есть. В других религиях африканского происхождения он известен как Ошунмаре или Ошумаре.
  • Obaluaié. Мужчина орикса, повелитель земли, болезней, венерических инфекций и вообще моровой язвы и несчастий. Это ночное божество, которое днем прячется в плюще, кундеаморе или коралильо, и именно орикса отвечает за выбор умершего. Его изображают с тканью на голове, так как его лицо покрыто ранами, и он обычно просит принести в жертву коз, кур или голубей. В других африканских религиях он известен как Бабалу Айе или Обалуайе.

Критика Умбанды

Религия умбанда часто оказывалась в центре споров, поскольку, будучи популярной среди низших социальных классов и в периферийных городских районах, она была связана с преступностью и социальной маргинальностью. Кроме того, к нему часто относятся с подозрением из-за его жертвоприношений животных – практики, не одобряемой западными людьми

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий