Главная страница » Семинар
Знания

Семинар

Мы объясняем, что такое семинар, происхождение термина и его характеристики. Кроме того, каковы его цели и виды
Семинар – это занятие, в ходе которого вы интенсивно работаете над одной темой

Что такое семинар?

Под семинаром принято понимать встречу в академических целях, на которой собирается ограниченное число специалистов и заинтересованных лиц по предмету, чтобы обменяться мнениями, комментариями, презентациями и дебатами по теме в течение одного или нескольких дней непрерывной деятельности. Это мероприятие, похожее на конгрессы или встречи, но более интенсивное и продолжительное по времени

Слово семинар происходит от латинского seminarius (место сеяния знаний), связанного с латинским словом, обозначающим семя, – seminis, и суффикса –arium, выражающего место для жизни или роста вещей. Итак, первоначальная идея семинарии была местом, где идеи, как семена, могут расти и приносить новые плоды

Именно в этом смысле слово семинария использовалось с европейского средневековья для обозначения домов духовной и религиозной подготовки священников, управляемых теми, кто в то время был носителем истины и знания: христианскими церквями, особенно католической церковью. Сегодня, с другой стороны, мы различаем религиозную семинарию (место) и академическую семинарию (деятельность)

Наконец, семинары являются очень распространенным видом деятельности в профессиональных обществах и коллегиальных органах , а также среди ученых, обладающих определенными специальными знаниями. Обычно они проводятся в учебных заведениях, конференц-залах или в любом другом месте, где можно собраться и обменяться идеями

Характеристика семинара

В целом, семинары характеризуются следующим:

  • Они интенсивны и продолжительны по времени, и могут встречаться периодически в течение определенного периода времени, например, еженедельно в течение года, или несколько дней подряд, или целые выходные.
  • Слушатели семинаров имеют всегда тему или набор тем, представляющих общий интерес , и обычно имеют относительно одинаковый академический или информационный уровень, чтобы участвовать в дискуссии среди равных или, по крайней мере, очень высокого технического уровня.
  • Цель семинара – углубиться в выбранную тему, опираясь на широкий круг источников. Для этого проводятся различные мероприятия , которые будут запланированы и объявлены организаторами с самого начала.
  • Результаты семинара принадлежат участвующей группе и являются их ответственностью. Обычно они фиксируются в письменных протоколах, свидетельствующих о достигнутом прогрессе.
  • Работа в форме дебатов и дискуссий может проходить по-разному, некоторые из них – в формате общего группового разоблачения, другие – через работу в малых, сфокусированных группах.

Цели семинара

Семинары, в целом, выполняют три основные задачи:

  • Когнитивная цель: семинары должны функционировать как лаборатории для получения знаний и применения академических знаний на практике, вовлекая студентов и заинтересованных лиц в активную часть процесса, а не как простых слушателей или получателей информации
  • Образовательная цель: семинары – это образовательное пространство, которое отличается и дополняет классную комнату, где поощряются и признаются дебаты, оригинальные идеи, коллективизм и критический дух, что позволяет участникам семинаров более свободно обмениваться мнениями.
  • Документальная цель : от семинаров остается набор документации в виде материалов, а также создаются различные эссе , доклады, статьи и другие материалы, которые увеличивают документальный фонд изучаемого предмета, то есть создают специализированную библиографию

Типы семинаров

Семинары могут проводиться любым способом, который предпочитают организаторы, и не существует универсальной классификации доступных вариантов. Однако известны следующие форматы семинаров:

  • Сократический семинар. Вдохновленные словами великого греческого философа-мастера Сократа (470-399 гг. до н.э.), эти семинары используют диалог или постановку вопросов в качестве основного механизма обмена знаниями и дебатов. Эти семинары используют диалог или постановку вопросов в качестве основного механизма обмена знаниями и дебатов, посредством выбора вопросов, на которые необходимо дать критические ответы. Они очень распространены среди юридических академий, где поощряется толкование закона
  • Вводный семинар . Этот метод близок к понятию симпозиума, в том смысле, что участники должны разработать презентации со своими идеями, которые после прочтения аудитории будут подвергнуты вопросам, комментариям и критике, чтобы генерировать новые идеи вокруг сказанного. Для этого необходимо, чтобы кто-то выполнял функции модератора.
  • Семинар в малой группе. Как следует из названия, он ориентирован на обмен мнениями нескольких участников, так что после одной или нескольких презентаций или докладов слушатели объединяются в небольшие дискуссионные группы, в которых они критически рассматривают только что представленную тему. Затем группы присоединяются к общему обсуждению, делясь своими новыми знаниями с остальными.
  • Семинар по концентрическим кругам. В этом случае применяется метод, при котором семинаристы распределяются на две группы, каждая из которых сидит в кругу, причем группа меньшинства выступает в качестве внутреннего круга, а более многочисленная группа вокруг них – в качестве внешнего круга. Члены внутреннего круга должны выступать с докладами, вести записи и критически обсуждать, в то время как члены внешнего круга просто делают записи и наблюдают за обменом мнениями. Впоследствии обе группы будут меняться местами и ролями, предоставляя друг другу возможность быть одновременно зрителями и действующими лицами семинара.

 

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий