Главная страница » Гонка
Знания

Гонка

Мы объясним, что такое раса в биологии, как назывались человеческие расы и что такое расизм. Кроме того, различия между расой и этнической принадлежностью
Сегодня мы говорим о расах только для обозначения некоторых домашних животных

Что такое раса?

Термин раса используется в биологии для различения, в определенных видах живых существ, различных групп, на которые может быть разделен один и тот же вид, с учетом их фенотипических признаков (внешнего вида), передающихся по генетической наследственности

Этот термин широко использовался с XVI по XIX век, применяясь как синоним подвида, пока в 1990 году его использование не было прекращено в специализированных областях, сохранившись только в разговорной речи

Фактически, использование этого термина сегодня ограничено определенными домашними животными , такими как собаки, коровы или лошади, например, в эволюции которых люди сделали очень многое, через века контролируемого воспроизводства и искусственного осеменения, чтобы получить животных с желаемыми признаками, такими как собаки определенной внешности, коровы, которые производят больше молока и т.д. В ботанике , с другой стороны, этот термин не используется

Расы у людей

С древних времен сложные социальные взаимодействия людей породили попытки определить или охарактеризовать различные существующие человеческие группы, основываясь в основном на физических, но часто и на социальных или культурных признаках

Для каждого типа коллективности использовалось множество названий, но только в XVI веке появилось название raza, вероятно, заимствованное из итальянского razza, которое использовалось как для обозначения различных сортов местного вина, так и для обозначения людей, разделяющих профессии

После европейского экспансионизма и колониализма возник интерес к рациональному и научному разграничению различных культур , найденных на других континентах. Так, в 17 веке были предприняты первые попытки классифицировать людей по расам

Первая книга, в которой предлагалось научное исследование человеческих групп, была опубликована в 1684 году и представляла собой ‘Новое разделение Земли по различным видам или расам, населяющим ее’ (Nouvelle division de la terre par les différents espèces ou races qui l’habitent) французского путешественника и врача Франсуа Бернье (1625-1688)

На протяжении веков это расовое мировоззрение проникало в зарождающиеся общественные науки. Так возникли области исследований, посвященные расам, особенно тем, которые считались экзотическими и, в конечном счете, примитивными или низшими. Все всегда измеряется мерилом европейских социальных, культурных и политических ценностей

В XVIII и XIX веке возникли первые теории расовой антропологии , согласно которым все сводилось к внешнему виду: были даже предложены антропологические методы расового различия на основе размера черепа, типа волос и, конечно, цвета кожи

Большой работой, которая формализовала этот биологически-расистский взгляд на человечество , была книга французского писателя Жозефа Артура де Гобино (1816-1882) под названием ‘Эссе о неравенстве человеческих рас’, опубликованная между 1853 и 1855 годами. Эта работа оказала огромное влияние на расистские и националистические движения 20-го века, такие как немецкий национал-социализм

Первыми, кто эмпирически оспорил это расистское антропологическое наследие, были американские антропологи Франц Боас (1858-1942) и Эшли Монтагу (1905-1999), которые отвергли расу как эквивалент подвида, полагаясь на генетические данные и влияние окружающей среды на фенотип человека

Последующие исследования в 20 веке показали, что предполагаемые расовые различия соответствуют максимум 5% от общего генома вида, что означает, что они в любом случае не являются отдельными человеческими подвидами

Единственным исключением из этого наследия является использование термина human race как эквивалента человечества, т.е. человеческого вида в целом, без различий

Расизм

Как мы уже видели, расизм , то есть дискриминация людей по этническому признаку, имеет долгую и болезненную историю, восходящую к древности. Однако формально его стали называть расизмом из-за использования термина раса во времена европейского колониализма

Поэтому этот термин тесно связан с историческими и социально-политическими аспектами колониалистской Европы , чья встреча с культурами Азии Африки Америки проходила в терминах экзотики, порабощения и эксплуатации

Например, во многом необходимость различать человеческие расы была обусловлена рынком рабов, на котором превозносились определенные физические черты, такие как сила и выносливость, или социальные черты, такие как покорность. Этот расистский взгляд на человечество, согласно которому одни рождены для того, чтобы править, а другие – для того, чтобы ими управляли, со временем укоренился и стал основой колониальных обществ XVII и XVIII веков

Наконец, в 19 веке дебаты о расе заняли большую часть интеллектуальной продукции Запада, основываясь на биологических интерпретациях, делая такие различия якобы естественными, устойчивыми и первобытными, так что их нельзя изменить, а любая попытка подорвать их может быть заклеймена как противоестественная

Таким образом, понятие расы стало идеологическим вопросом , поскольку каждой расе можно было приписать определенные культурные, политические или моральные аспекты, не принимая во внимание историю каждой культуры или ее собственные особенности

В соответствии с этим, например, африканцы были сильными и выносливыми, с низкой способностью к изобретательности и интеллекту, что, по сути, являлось научным оправданием исторического жестокого обращения, которому они подверглись от рук европейских завоевателей

Расизм сегодня не исчез, несмотря на то, что большая часть человечества живет в мультикультурных сообществах и что глобальная миграция является известным обогащающим явлением для обществ. Однако гуманистическое и республиканское наследие равенства между людьми, вдохновленное идеалами Французской революции , в долгосрочной перспективе может стать решением такой старой социальной проблемы, как расизм

Раса и этническая принадлежность

Этнос передает социокультурные черты от поколения к поколению.

Современный научный консенсус в начале XXI века считает, что категория расы, применяемая к людям, относится не к биологической, а к социальной сфере , то есть это форма исторического, произвольного различия, не подкрепленного точными науками, что не означает отсутствия генетических, культурных, социальных или любых других различий между человеческими группами, населяющими Землю

Однако этнос – это группа, наделенная, как правило, фенотипическими характеристиками, наследуемыми потомками, и специфическими социокультурными чертами, передаваемыми из поколения в поколение. Этот термин происходит от греческого ethnos – народ или нация

Достоинство такой концепции в том, что она подчеркивает культурные черты, а не биологические или анатомические различия, и поэтому гораздо лучше соответствует разнообразной и сложной природе человечества

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий