Главная страница » Концептуальная карта
Знания

Концептуальная карта

Мы объясним, что такое концептуальная карта, из каких элементов она состоит и для чего она нужна. А также как его создать и примеры
Концептуальная карта представляет изучаемые понятия в наглядной форме

Что такое концептуальная карта?

Карты концепций – это контуры , графические представления нескольких взаимосвязанных идей , которые составляются с использованием двух элементов: концепций (или коротких, ёмких фраз) и связей. Концептуальные карты – очень полезный инструмент для тех, кто хочет учиться или проводить презентации. Их полезность неоспорима, и они, наряду с памятками-техническими правилами, являются одним из наиболее практичных способов усвоения содержания

Концепт-мэппинг – это техника тематического синтезаили метод обучения, часто используемый студентами, который заключается в визуальной схематизации ключевых понятий изучаемого предмета. Понятия записаны в иерархическом порядке и связаны друг с другом линиями и связующими словами, создавая таким образом настоящую карту отношений

Этот инструмент был разработан в 1960 году в соответствии с теориями обучения и приобретения знаний Дэвидом Аузубелом, а в 1970 году успешно внедрен Джозефом Новаком , согласно которому каждая концептуальная карта включает в себя следующие элементы:

  • Концепции. Концепты – это ментальные образы, связанные с конкретными терминами для обозначения конкретной идеи. Это абстрактные, но конкретные конструкции, которые имеют отношение к наиболее важным моментам изучаемого предмета.
  • (Связующие слова.)Связующие слова – это слова, которые позволяют нам соединять различные понятия и указывают на тип отношений между ними. Они служат мостиками между одним и другим и обозначают последовательность чтения концептуальной карты.
  • Предложения. Пропозиции – это словесные формулировки данной идеи, т.е. относящиеся к понятию. Это означает, что предложения строятся из понятий и связующих слов, как предложение

По мнению Новака, провал системы образования заключается в том, что она поощряет только пассивное рецептивное обучение, учащийся не проникает в смысл, он только повторяет. В отличие от этого, при составлении концептуальных карт учащийся напрямую связан с понятиями , должен создавать ассоциации и больше не является простым пассивным реципиентом

Концептуальные карты давно и широко применяются в различных методах исследования и узнаваемы своей способностью к синтезу, визуальной иерархизации информации и легкостью создания структуры или пунктуальной формы в зависимости от изучаемого предмета. Это чрезвычайно универсальный инструмент

Примеры концептуальных карт

Ниже приведен пример концептуальной карты:

Тема: Пищевые цепочки

Размышление : В любой экосистеме есть существа, которые производят KSXDDD химическую энергию , такие как растения , и существа, которые питаются ими, такие как травоядные потребители или первичные потребители. Ими, в свою очередь, питаются вторичные потребители или хищники. Эти трое в конечном итоге умирают и оставляют органическое вещество в распоряжении разлагателей , которые питаются им и разлагают его обратно в почву, из которой производители снова поглощают питательные вещества

Для чего нужна концептуальная карта?

Концептуальные карты – это инструменты для изучения и обучения. Они позволяют организовать и представить идеи другим, визуальным способом, что делает обучение более легким и динамичным по сравнению с блоком текста

Это позволяет быстро и творчески генерировать новые идеи, способы интерпретации предмета и эффективно передавать очень сложные идеи, для изложения которых потребовалось бы много текста

Обычно, однако, концептуальная карта считается дополнением, а не заменой чтения и традиционных методов приобретения знаний, устного и письменного изложения

Как составляется концептуальная карта?

Чтобы создать концептуальную карту, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Выбрать . Выбрав тему или текст для изучения, следует извлечь из него и перечислить ключевые понятия и центральные идеи, которые не должны повторяться. Эти понятия должны быть основными центральными пунктами темы.
  • Группировка. Затем понятия должны быть визуально упорядочены по близости или очевидной взаимосвязи, образуя кластеры, в которых некоторые понятия могут часто повторяться: это будут наиболее общие понятия.
  • После получения множеств, понятия внутри каждого из них будут упорядочены от наиболее общего к наиболее специфическому, или от наиболее абстрактного к наиболее конкретному, получая иерархию.
  • Затем необходимо нарисовать концепции, поместив их в овалы, коробки или любую другую форму, которая позволит лучше их визуализировать и понять иерархию: более общие концепции будут крупнее и т.д.
  • После того, как иерархия установлена и представлена, понятия должны быть связаны между собой с помощью связей, которые могут быть либо стрелками (указывающими на причинность, принадлежность и т.д.), либо линиями, на которых могут быть написаны необходимые связующие слова.
  • После того как все связано, прочитайте ссылки, как если бы они были предложениями, и убедитесь, что то, что они диктуют, является истиной, то есть смыслом того, что мы хотели выразить через концептуальную карту. Если это не так, ошибка должна быть исправлена.
  • Рассматривая карту в целом, мы можем переформулировать выраженные знания и установить различные отношения между понятиями.

Советы по составлению концептуальной карты

В карте концепций ‘концепция’ ассоциируется с набором идей , которые обобщаются, синтезируются или просто вызываются в памяти. Эти ‘понятия’ будут связаны с другими с помощью стрелок, скобок и т.д. Важно четко понимать значение каждой ‘связи’, т.е. выражают ли они причинность, ссылку или какую-то негласную ассоциацию

Не каждая связь означает одно и то же во всех концептуальных картах, и поскольку они, как правило, предназначены для частного использования, каждая из них четко определяет свое значение. Однако мы можем использовать их для определенных экспозиций , и каждый, кто видит концептуальную карту, должен понимать, что под ней подразумевается

Чтобы концептуальная карта была понятной, она должна быть организована таким образом, чтобы с первого взгляда мы понимали, что имеется в виду и какие понятия задействованы. Поэтому основные понятия должны находиться в преимущественной части схемы (сверху, сбоку; это будет зависеть от порядка расположения схемы)

С другой стороны, понятия должны иметь отношение к теме, которой мы занимаемся , и не должны содержать более трех-четырех слов. Мы не должны включать идеи, которые не имеют отношения к делу, а связи должны быть четкими. Очень часто в концептуальных картах студентов можно увидеть ‘море стрелок’, то есть стрелки, пересекающиеся во всех направлениях и сторонах

Чтобы составить концептуальную карту, необходимо сначала прочитать весь текст , на котором будет основана ваша карта. Не стоит составлять конспект по ходу чтения, поскольку автор может приводить пример или просто прелюдию к другой, более важной теме Хорошая идея – записывать ключевые слова на черновом листе сбоку от текста, а затем соединить их вместе, когда весь процесс будет завершен. Концептуальные карты, безусловно, являются отличным инструментом для любого студента

Вы можете найти это полезным: Mind map

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий