Главная страница » Экзегеза
Знания

Экзегеза

Мы объясним, что такое экзегеза в толковании текстов и ее значение в праве. Кроме того, герменевтика и эйзегеза
Экзегеза – это чтение, которое не допускает субъективности интерпретатора

Что такое экзегеза?

Экзегеза – это объективное толкование смысла текста , то есть его буквальное и следственное объяснение, хотя в некоторых контекстах также философское, историческое или религиозное, как в случае с библейской экзегезой. Тех, кто применяет его на практике, называют экзегетами

Это слово происходит от древнегреческого, в частности, от глагола exegeomai, переводимого как выводить, то есть: обнажать, извлекать, в смысле выводить истину изнутри вещи. Таким образом, экзегеза рассматривается как восстановление истины текста, понимаемой как его критическая и полная интерпретация, не допускающая субъективности интерпретатора. В этом она отличается от эйсегезы

Обычно экзегетическое упражнение предполагает рассмотрение исторического культурного контекста толкуемого текста, принимая во внимание перевод текста, его значимые или особенные слова, его переменные, пределы и внутренние контексты, то есть достаточно научный взгляд на текст. Поэтому их обычно проводят специалисты в данной области

Очень частым случаем экзегезы являются священные книги, такие как Библия, Коран и т.п., которые в силу их исторического и культурного значения могут быть истолкованы как документы и как литературные произведения, или как божественное слово Бога на земле

Экзегеза и герменевтика

Экзегеза и герменевтика оба имеют отношение к интерпретации, но на очень разных уровнях и с очень разных точек зрения друг от друга

Экзегеза, как мы видели, всегда вращается вокруг текста, из которого пытаются извлечь наиболее объективную истину, то есть наиболее полный, научный и объяснительный смысл. С другой стороны, герменевтика – это наука об интерпретации текста, то есть дисциплина, которая занимается систематическим изучением перевода, объяснения и понимания письменных текстов, особенно древних

Тогда мы могли бы утверждать, что экзегеза является лишь одним из возможных методов интерпретации, изучаемых герменевтикой , поскольку последняя имеет более широкое видение и поле интересов, а также является дисциплиной, тогда как экзегеза – это лишь практика

Экзегеза в праве

В мире права термин экзегеза также используется, но уже не для толкования древних текстов, а для текста самих законов , поскольку последние являются лишь общими принципами, собранными в документе, и должны быть истолкованы, поняты и применены к каждому делу в целом, которое подлежит рассмотрению

С другой стороны, в 19 веке во Франции существовала школа права, названная школой экзегезы, после публикации Гражданского кодекса Наполеона 1804 года. Эта школа превозносила писаный закон и предлагала его толкование, как можно более верное по отношению к написанному, отдавая ему предпочтение перед любыми другими соображениями

В этом смысле их видение права было антиисторическим, поскольку они понимали норму как изолированный элемент, а не как плод определенного пути в мышлении о справедливости

Таким образом, для экзегетической школы правильным способом толкования нормы было не столько то, что говорит сам текст, или то, что толкователь мог заключить о нем, но нужно было попытаться реконструировать сам смысл воли тех, кто его написал , то есть авторитетов. Что было действительно важно в ней, так это то, что она содержала высшую мысль своего автора

Экзегеза и эйзегеза

Термины экзегеза и эйзегеза можно считать противоположностями или антонимами. Разница между одним и другим заключается в степени объективности, которая имеет место в интерпретации текста, предлагаемой каждым из них

Экзегеза предлагает контекстуальное, научное и объективное прочтение текста, принимая во внимание элементы, присутствующие в тексте, и те, которые могут быть исследованы относительно него. В отличие от этого, эйсегезис предлагает интерпретацию текста с точки зрения интерпретатора , то есть чтение текстов в связи с определенной темой, независимо от того, связана ли она напрямую с текстом в его первоначальном контексте

Эйсегезис можно понимать как интерпретацию, ориентированную на предмет, представляющий субъективный интерес для читателя, или как предвзятое прочтение, навязывающее тексту смысл, которого в нем объективно нет, но в отношении которого он восприимчив

Следите: Критическое чтение

Александр Попов

Александр Попов

Выпускник РГГУ, кандидат социологических наук, автор статей в научных и публицистических журналах. За плечами опыт преподавания в университете, кураторство в дискуссионном клубе "Я и общество".

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий