Главная страница » Шахматы
Культура и общество

Шахматы

Мы объясняем, что такое шахматы и историю этой игры. А также, как выглядит доска и как движутся фигуры
Шахматы – широко распространенная игра, в которую играют во всем мире

Что такое шахматы?

Шахматы – популярная настольная игра родословной традиции частое и спортивное использование которой на Западе началось в 15 веке. Игра имитирует на сетчатой доске противостояние двух древних армий и назначает каждому игроку одну из сторон, с целью победить противника и захватить его короля

Название игры происходит от арабского аш-шатрандж, что само по себе является заимствованием из персидского языка. Его первоначальная форма в английском языке была acedrex, которая позже стала axedrez и, наконец, в современном испанском фальшивка, ajedrez

Шахматы – широко распространенная игра, в которую играют во всем мире, и когда-то она считалась игрой королей, так как была очень распространена среди знати.(Стандартные правила, используемые сегодня, появились в 19 веке). С середины 20-го века она считается игрой, достойной престижных международных соревнований, официальные турниры проводятся на местном, национальном, региональном и мировом уровнях

На самом деле, чемпионаты мира по шахматам проводятся с 1866 года, и на них короновались игроки самых разных национальностей, включая Германию, Кубу, Индию, США и, прежде всего, Россию

Вы можете найти это полезным: Формальные языки

История шахмат

Нет единого мнения о точном происхождении игры в шахматы. Вероятно, она была изобретена в Азии какой-то древней культурой, например, Индией, чья игра чатуранга имела важные сходства, или Китаем с его версией игры, известной как сянци

Самые древние упоминания об игре относятся к древней Персии, например, ‘Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган’ (Книга прав Ардешира, сына Пабага) VI века, произведение, повествующее об основании персидской династии Сансанидов Ардахером I

После завоевания Персии игра перешла из рук персов в руки арабов, и именно мусульмане передали ее в Африку и на Запад, особенно в те регионы Европы, которые контролировались исламской империей и, следовательно, находились под сильным влиянием ее культуры в темные века Европы: Италию и Испанию. Оттуда игра распространилась с 10 века на остальную часть европейского континента

Тем временем в Азии шахматы процветали в разновидностях, которые существуют и по сей день, таких как сёги (японские шахматы), джанги (корейские шахматы) или маркук (тайские шахматы) – все они являются наследниками китайской версии игры

Большой успех шахмат в Европе произошел в 15 веке, когда они стали популярны среди знати, а затем были завезены в американские колонии. На протяжении всех веков правила и фигуры менялись, и европейцы внесли в них свой вклад (например, ферзь и слон)

Первые шахматные клубы появились в 18 веке, а в 1851 году в Лондоне был проведен первый в истории международный шахматный турнир, а в 1886 году был коронован первый в истории чемпион мира, австриец Вильгельм Стейниц. В 1924 году была основана Международная шахматная федерация и организована первая шахматная олимпиада. С тех пор популярность этого вида спорта продолжает расти

В современное время появились первые автоматизированные шахматные игры, с первыми компьютерами программными фигурами, а появление Интернета позволило играть онлайн между людьми или против машины. Кроме того, в 1997 году суперкомпьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гари Каспарова

Шахматные фигуры

Каждая фигура имеет свой диапазон разрешенных ходов.

Шахматные фигуры всегда одинаковые, хотя они двух разных цветов (белые и черные, или светлые и темные) и распределены в одинаковых пропорциях с обеих сторон. Каждый из них имеет свой диапазон разрешенных ходов и оценку в очках. Таким образом, каждый игрок будет иметь:

  • Один (1) король, от которого зависит матч. Это единственная фигура, которая не может быть захвачена обычным способом, но должна быть загнана в угол в такой позиции, чтобы у нее не было возможных ходов и она находилась под атакой вражеской фигуры (т.е. под шахом). Когда король находится под шахом и у него нет выхода и возможности защититься, говорят, что ему поставлен мат, и это конец игры. Король может двигаться только на одну клетку за раз в любом желаемом направлении, и любая фигура на его пути может быть захвачена королем, если это не подвергает короля шаху.
  • Один (1) ферзь, самая сильная фигура в матче, стоит 9 очков при взятии. Ферзь может перемещаться на любое количество клеток в любом желаемом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали) и захватывать любую фигуру в тех же направлениях.
  • Две (2) ладьи, стоимостью 5 баллов каждая. Эти фигуры могут двигаться только по горизонтали и вертикали, но могут перемещаться на столько квадратов, на сколько захотят, и в той же степени могут захватывать фигуры.
  • Два (2) епископа, стоимостью 3 балла каждый. Эти фигуры могут двигаться только по вертикальным дорожкам, но они могут перемещаться на столько квадратов, на сколько вы пожелаете. Поэтому на черных квадратах и на белых квадратах есть исключительно по одному. Слоны захватывают фигуры на соответствующих диагональных клетках.
  • Два (2) рыцаря, стоимостью 3 очка каждый. Эти фигуры являются самыми подвижными в игре, и на своем пути они могут проходить (перепрыгивать) через другие фигуры, которые обходят, что невозможно во всех остальных случаях. Однако их движение всегда должно прослеживать L, т.е. два квадрата подряд в одном горизонтальном или вертикальном направлении (никогда по диагонали), а затем вертикальный или горизонтальный квадрат. Поэтому, чтобы захватить фигуру, она должна находиться на последней клетке L, а не на начальных клетках, на которые прыгнул конь.
  • Восемь (8) пешек, наименее ценные фигуры в игре: 1 очко за каждую. Эти фигуры могут двигаться вперед только на одну клетку за раз, за исключением их начального хода (известного как старт), когда они могут выбрать движение вперед на одну или две клетки. Кроме того, пешки могут захватывать только те фигуры противника, которые находятся на двух ближайших к ним диагональных клетках (правая диагональ и левая диагональ). Однако, когда пешка непрерывно продвигается до конца своего файла на вражеской стороне доски, она может быть коронована и обменена на любую другую играющую фигуру, кроме короля.

Существует специальный ход, известный как рокировка , при котором король и ладья, которые еще не двигались в игре и не находятся под угрозой, могут поменяться своими исходными позициями, занимая клетки между ними для охраны короля. Существует короткая рокировка (с королевской ладьей) и длинная рокировка (с ферзевой ладьей)

Шахматная доска

Шахматная доска квадратная и разделена на 64 одинаковых квадрата, образующих матрицу 8×8. Если смотреть на него спереди, то крайний левый квадрат всегда должен быть белым (или какого-либо светлого цвета), следующие два квадрата (сверху и снизу) должны быть черными (или какого-либо темного цвета), а следующие за ними два квадрата – светлыми, последовательно чередуясь

Каждый из двух игроков занимает одну сторону доски, располагаясь лицом друг к другу и расставляя свои фигуры в соответствии со следующей расстановкой:

Клетки шахматной доски обычно нумеруются от 1 до 8 по вертикали и обозначаются от a до h по горизонтали . Эти элементы важны для шахматной нотации, которая записывает ходы партии с помощью специального языка.

Правила игры в шахматы

Правила игры в шахматы можно кратко изложить следующим образом:

  • Играть могут только два игрока в каждой игре , каждый из которых отвечает за одну сторону (светлую или темную). Каждая сторона должна быть определена по жребию до начала игры.
  • (Игрок на светлой стороне всегда будет иметь первый ход). Цель игры – победить противника, захватывая его фигуры, пока король противника не будет загнан в угол и не поставлен шах.
  • Игра ведется по очереди. В каждый ход игрок может перемещать одну (1) фигуру за раз. Ни один игрок не может пропускать свой ход, также не разрешается переносить ходы назад на предыдущие ходы.
  • Ход каждого игрока длится столько, сколько необходимо, или он может измеряться часами. В последнем случае игрок, который в свой ход израсходует общее время, отведенное на игру, проигрывает партию.
  • Когда вражеская фигура захвачена, она должна быть убрана с доски, а захватившая ее фигура занимает ее место. Захваченные фигуры не могут вернуться на доску. Если фигуры в игре не захвачены, они также не могут покинуть доску.
  • Король – единственная фигура, которая не может двигаться, чтобы занять клетку, которой угрожает фигура соперника. Другими словами, король никогда не может добровольно подвергнуть себя проверке. Точно так же ни один игрок не может игнорировать шах на своего короля.
  • Любой игрок может выйти из игры, когда он этого пожелает. Однако это расценивается как предоставление победы другому игроку.

Игра может закончиться вничью (так называемая ‘патовая ситуация’), если выполняется любое из следующих условий:

  • Оба игрока согласны приостановить игру без объявления победителя.
  • Ни у одного из игроков не осталось достаточно фигур, чтобы поставить шах другому.
  • Одно и то же точное положение фигур на доске повторяется в течение трех ходов подряд.
  • Не находясь под контролем, игрок в свою очередь не может сделать ни одного законного хода (считается, что он в тупике).
  • Когда в течение 50 ходов подряд не происходит взятия фигуры или продвижения пешки.

Шахматная стратегия и тактика

Поскольку обе стороны в игре обладают одинаковым количеством фигур, расположенных совершенно одинаково, победа в шахматах полностью зависит от мастерства игрока, то есть от его способности к тактике стратегии

По этой причине игра считается не азартной, а стратегической. Его поклонники обычно посвящают себя изучению последовательностей ходов и их тактических вариантов, чтобы контролировать развитие игры и сокращать возможности противоположной стороны

В этом смысле шахматисты стремятся захватить как можно больше фигур противника, или захватить его ключевые фигуры, или добиться выгодного расположения собственных фигур для продвижения на территорию противника в направлении короля. На самом деле, именно владение тактикой и стратегией отличает начинающих шахматистов от более продвинутых игроков

Ссылки

  • Шахматы в Википедии.
  • История шахмат в Википедии.
  • История шахмат, древней игры в National Geographic.
  • Этимология ‘шахматы’ в Этимологическом словаре испанского языка онлайн.
  • Шахматы (игра) в Британской энциклопедии.
Мирослав Петров

Мирослав Петров

Культуролог, архитектуровед, историк, библиограф. Автор более 400 публикаций.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий