Главная страница » Эпистемология
Философия

Эпистемология

Мы объясняем, что такое эпистемология, кто является ее представителями и каковы ее основные идеи
Эпистемология изучает принципы, основания и методы познания

Что такое эпистемология?

Эпистемология – это отрасль философии которая изучает проблемы, связанные с обоснованностью и достижением знания

В общем смысле слово эпистемология используется для обозначения исследований, связанных с гносеологией или теорией познания. Даже эпистемологию часто путают с методологией , которая имеет дело с техникой , а не с условиями, необходимыми для получения знания

В более узком смысле, функция эпистемологии заключается в исследовании исторических, психологических и социологических обстоятельств , ведущих к достижению научного знания. Она также занимается изучением критериев, с помощью которых она оправдывается или признается недействительной

В связи с многообразием применений и значений эпистемологии, часто говорят, что она, в широком смысле, является изучением условий производства и подтверждения научного знания

Что изучает эпистемология?

Эпистемология как наука считается одной из отраслей философии, поскольку она изучает, как и при каких условиях производится научное знание. В ней ставится задача изучить:

  • Объективные, исторические и социальные обстоятельства производства различных видов знаний, которые считаются научными.
  • Критерии, используемые для признания чего-либо научным.
  • Понятия: истина , обоснование, гипотеза , подтверждение и другие.

Этимология

Слово эпистемология берет свое начало в древнегреческом языке. Это объединение терминов episteme (ἐπιστήμη), означающего знание или науку, и суффикса –logia, образованного от logos (λόγος), означающего исследование, разум или логическое рассуждение. Обычно его переводят как теория науки, хотя его не следует путать с теорией познания как отраслью научного дискурса

С другой стороны, термин эпистемология имеет суффикс –logos, который обозначает изучение предмета или вещи. Таким образом, мы можем заключить, что эпистемология – это изучение знаний

В древности классические мыслители использовали термин ‘эпистема’ для обозначения знания, отличного от того, которое можно получить с помощью ‘текне’ или техники, то есть инструментального знания. Эпистема также отличалась от ‘доксы’ или общего знания, связанного с общим и неформальным мнением

История и эпистемологические течения

Догматизм утверждает, что знание может быть приобретено, поскольку оно является самой реальностью.

Эпистемология как особая наука развивалась в 19 и 20 веках с появлением герменевтики как философской теории. Однако его история уходит корнями в античность, к таким философам, как Платон и Аристотель. Уже тогда эпистема противопоставлялась доксе, которая была вульгарным знанием, не подлежащим критическому анализу. Для Платона знание было получено из форм или идей , в то время как для Аристотеля все знание рождается из опыта, который приобретается через чувственность

Эпоха Возрождения Современный век возникли как эпоха, в которую укрепилось стремление к научному знанию. Эпистемологические методы заключались в анализе и синтезе явлений, пережитых через человеческий опыт

Такие философы, как Иоганн Кеплер (1571-1631), Галилео Галилей (1564-1642), Рене Декарт (1596-1650) или Иммануил Кант (1724-1804) углубили и расширили критерии, используемые для анализа достижения научного знания. Несмотря на это, наиболее близким к современному пониманию эпистемологии был Джон Локк (1632-1704), который разработал свои процедуры в ‘Эссе о человеческом разуме’

Со своей стороны, картезианские исследования уверенности знания и кантовские исследования метафизики привели к созданию строгих критериев для установления границ и возможностей человека в его попытке прийти к строго научному знанию. Оба исследования можно увидеть в ‘Рассуждении о методе’ Декарта и ‘Критике чистого разума’ Канта

Несомненно, эпистемологической школой, оказавшей наибольшее влияние на теоретический уровень, несмотря на сильную критику, которой она подверглась, была школа логических неопозитивистов. Интеллектуалы Венского кружка изучали логические формы мышления и построение научного знания. Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн были их главными вдохновителями. Такие философы, как Карнап, Нейрат и Гемпель, сформировали первую великую школу эпистемологии 20-го века : они занялись изучением логических форм высказываний и установили критерии на основе логики

Со своей стороны, Карл Поппер первым бросил вызов основам, на которых базировалась эпистемология логических неопозитивистов, подвергнув критике критерий индукции (процесс, с помощью которого человек приходит от единичного утверждения к более общему знанию). Поппер утверждал, что индукция не только невозможна, но и имеет серьезные последствия для научного знания, и заменил ее логико-дедуктивным методом, согласно которому ни одна теория не проверяется, а только подтверждается, пока новые знания не поставят ее под сомнение

Двадцатый век, наследник трансценденталистских, идеалистических и виталистских течений восемнадцатого и девятнадцатого веков, стал свидетелем подъема герменевтики. Это философская теория, разработанная Хансом-Гадамером (1900-2002), продолжение работ Фридриха Шлейермаркера (1768-1834), Вильгельма Дильтея (1833-1911), Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и Мартина Хайдеггера (1889-1976). Герменевтика возникла как метод гуманитарных наук или наук о духе ( история , политика экономика искусство ) для интерпретации и понимания явлений, которые являются объектом их исследования. Отсюда и использование слова герменевтика, происхождение которого восходит к греческому hermeneuein, означающему толковать, но также и объявлять

Этот постепенный процесс о возможности знания привел к появлению эпистемологии как строгой науки, сосредоточенной на различении, указании и анализе исторических и социальных условий, в которых зарождаются все формы знания, будь то историческое или современное, социальное или точное, практическое или интеллектуальное знание

Эпистемология, философия науки, гносеология и методология

Важно отличать эпистемологию от философии науки, гносеологии и методологии. Их часто путают друг с другом, поэтому споры вокруг них все еще продолжаются и необходимы

  • Гносеология. Это изучение достижения знаний в целом, будь то научные, практические или разумные знания. Многие современные авторы стремятся объединить гносеологию и эпистемологию. На самом деле, для эпистемологии нет научного слова, но она известна как гносеология. Однако эпистемология относится строго к научному знанию, а не к общему знанию.
  • Философия науки. Она задает глубокие вопросы о различных видах знания (будь то научное или метафизическое), то есть считается, что у нее более широкий подход, чем у эпистемологии. Его вопросы – это те, которые исследуют, например, вопрос о том, познаем ли мы через органы чувств или через разум. Эпистемология, с другой стороны, начинает с уже заданной основы и не стремится исследовать эти вопросы.
  • Методология . Она касается исключительно процессов, необходимых для получения определенного знания. Он не стремится исследовать условия, в которых проводятся исследования, или условия их легитимации. Ее можно считать одной из отраслей, наиболее связанных с техникой. Методолог не ставит под сомнение знания, принятые научным сообществом. Его работа связана со стратегиями, направленными на расширение имеющихся знаний.

Основные представители эпистемологии

Эпистемология – это постоянно развивающаяся отрасль философии. На протяжении всей истории западной философии разные мыслители вносили свой вклад в придание эпистемологии своей специфики. Некоторые из них:

  • Карл Поппер (1902-1994). Критик логического неопозитивизма, он предложил логико-дедуктивный метод в качестве инструмента для подтверждения научных теорий
  • Рудольф Карнап (1891-1970), Отто Нейрат (1882-1945) и Карл Гемпель (1905-1997). Входившие в Венский кружок, эти три автора эмигрировали в США и работали над прояснением природы научного объяснения.
  • Ханс-Гадамер (1900-2002). Основатель герменевтики, он перевернул эпистемологию, обратив ее к интерпретации и пониманию дискурса
  • Поль Рикур (1913-2005). Французский философ и герменевтический феноменолог, он объединил феноменологическое описание с герменевтико-эпистемологической интерпретацией.

Помимо Поппера, Карнапа, Гадамера и Рикёра, многие другие философы и мыслители на определенном этапе своей философской истории были представителями или практиками эпистемологии. Как философская практика, связанная с методом и возможностью познания, для каждого относительно систематического философа вполне обычно хотя бы раз задуматься о своей эпистемологической позиции и практике

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий