Главная страница » Бихевиоризм
Психология

Бихевиоризм

Мы объясним, что такое бихевиоризм, бихевиоризм Уотсона и бихевиоризм Скиннера. Также о том, как бихевиоризм работает в образовании
Бихевиоризм изучает поведение живых существ

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм или бихевиоризм – это школа психологии , которая фокусируется на поведении живых существ и понимает его как набор отношений между заданными стимулами и реакциями

В своем наиболее классическом подходе он отказывается от любого интереса к интрапсихическому (такому как эмоции, размышления, воображение) и фокусируется исключительно на наблюдаемом поведении , то есть он ценит объективное над субъективным

Бихевиоризм был весьма доминирующей психологической школой с момента своего появления в 20 веке, особенно в период между войнами , и рассматривается как ответ на интроспективную психологию , доминирующую в эпоху структурализма и интроспекции как метода исследования. Его основными выразителями были американцы Джон Б. Уотсон (1878-1958) и Б.F. Скиннер (1904-1990), каждый по-своему

На практике существует множество направлений бихевиоризма, отличных от того, которое первоначально предложил Уотсон, например, школа Скиннера, Толмана и Халла или интеркондуктивная психология (interconductismo) Дж.R. Кантора, телеологический бихевиоризм Рахлина, эмпирический бихевиоризм Бижу и других авторов, таких как Стаддон, Тимберлейк или Хейс

В широком смысле, однако, бихевиоризм склонен воспринимать поведение живых существ как результат обусловливания, передаваемого в процессе их формирования внешними стимулами (такими как наказания и вознаграждения), а не как результат внутренних механизмов (таких как инстинкты или мысли ). По этой причине бихевиоризм ценит окружающую среду превыше всего , так как обучение не может быть отделено от контекста, в котором оно происходило

Если исходить из этой точки зрения, то психические патологии не являются психическими патологиями, если нет биологической или физической основы, т.е. болезни. Что касается остальных, то их необходимо рассматривать в рамках контекста обучения, и поэтому мы не одобряем лечение психотропными препаратами

Бихевиоризм Уотсона

Дж. Уотсон был инаугуратором бихевиоризма как психологического течения, занимающего объективные позиции в отношении разума. Он не отрицал существования интрапсихических явлений, но он отрицал возможность их изучения, поскольку они не поддаются наблюдению, что можно сделать с поведением

В этом смысле Уотсон был наследником исследований Ивана Павлова по классическому обусловливанию. Согласно Уотсону, наблюдение и модификация поведения – это путь к человеческому разуму, а не наоборот; более того, только стремясь к объективному характеру в своих подходах, психология может пробиться в естественные науки , переняв в некотором смысле шаги научного метода

Бихевиоризм Скиннера

Беррхус Ф. Скиннер продвинул бихевиоризм на шаг вперед, приняв радикальный подход. Благодаря его вкладу психология сегодня считается сродни области науки, была разработана когнитивно-поведенческая терапия, в которой его исследования имеют большое влияние

Бихевиоризм Скиннера был основан на исследованиях Уотсона и простом обусловливании Павлова, но он отверг идею о том, что только внешние стимулы ответственны за наше поведение. Для Скиннера поведение было продуктом усвоенной серии адаптивных переживаний, как приятных, так и неприятных, полезных и бесполезных, которые формируют обучение

Это дополнение означало отвлечение от изучения динамики стимулов и фиксацию внимания на способе их внедрения в психику, т.е. на процессе адаптации, который он назвал оперантным обусловливанием. В этой новой схеме основой поведения является восприятие того, что мы делаем, и последствий того, что мы делаем

Бихевиоризм в образовании

Бихевиоризм повлиял на то, как мы понимаем процесс обучения.

Бихевиоризм был настолько важен как психологическая школа, что он также оказал большое влияние на то, как мы понимаем обучение. Поэтому существуют бихевиористские теории обучения и школьные подходы, которые стремятся максимально использовать то, что выдвигают эти теории

Фактически, бихевиористский подход к школьному обучению основан на использовании подкрепления (положительного и отрицательного) для стимулирования желательного поведения детей и подростков и препятствования или искоренения нежелательного поведения. В этих моделях мотивация к учебе является внешней по отношению к ученику, а развитие его памяти обычно ставится в приоритет, поэтому в настоящее время используются другие техники и теории, более способствующие партисипативному и менее карающему образованию

Станислав Козлов

Станислав Козлов

Психолог, публицист. Старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий