Главная страница » Феноменология
Философия

Феноменология

Мы объясняем, что такое феноменология, ее происхождение, историю и основные понятия. Метод, который он использует, его исследование и применение
Феноменология была основана немецким философом Эдмундом Гуссерлем

Что такое феноменология?

Феноменология, часто определяемая как наука о сущностях, является философским течением, основанным Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) в начале 20 века

Как следует из названия (буквально – наука о явлениях), область ее исследования – это явления в том виде, в каком они даны сознанию, то есть переживания и их объективные корреляты. Кроме того, он изучает структуры, которые принимают и формируют субъективный опыт , а также различные операции, которые происходят в процессе порождения феноменов и их восприятия сознанием

Как философское течение, феноменология имеет свой собственный метод, которым является феноменологический метод или epoche. Она была разработана в основном Гуссерлем и позже Мартином Хайдеггером (1889-1976), учеником Гуссерля и критическим продолжателем его работ. Оба философа оказали большое влияние на философию 20-го века, особенно благодаря их последующему приему во французском академическом мире. В этом смысле стоит упомянуть такие фигуры, как Морис Мерло-Понти (1908-1961), Эммануэль Левинас (1906-1995), Жан-Поль Сартр (1905-1980) и Жан-Люк Марион (1946-.)

В последние годы различные дисциплины приближались к феноменологии или, непосредственно, возникли благодаря ей. Некоторые из них – эпистемология , герменевтика, социальные науки , педагогические науки, различные художественные выражения и даже несколько строгих наук точных наук

Этимология и значение термина феноменология

Термин ‘феноменология’ состоит из греческого phainómenon (φαινόμενον) – явление и logos, что переводится как изучение или наука. Таким образом, феноменология понимается, в общих чертах, как изучение феномена

Phainómenon ведет свое происхождение от грамматической частицы phós, которая означает свет (отсюда, например, фосфор). Феномен – это то, что дано свету, явление или то, что проявляет себя. В книге ‘Бытие и время’ Хайдеггер утверждает, что феномен по своему этимологическому происхождению следует понимать как то, что проявляет себя в себе

Рассматривая смысл феномена наряду со смыслом логоса, можно сказать, что феноменология – это изучение (и тем самым позволение видеть) того, что проявляет себя : изучение феноменов в их проявлении

История феноменологии

Феноменология возникла как философское направление в начале 20-го века. Хотя она имеет некоторые исторические предшественники в академическом мире, особенно через работы Юма и Канта, феноменология как движение была строго задана работами Эдмунда Гуссерля

Между 1900 и 1901 годами были опубликованы ‘Логические исследования’ Гуссерля в двух томах, в которых он впервые представил феноменологию как науку о сущностях, в строгой оппозиции к психологизму. Феноменология появилась как метод, описывающий интенциональный опыт сознания и соответствие между этим опытом и значением, которое само сознание придавало пережитому

С публикацией ‘Идей, касающихся чистой феноменологии и феноменологической философии’ (опубликованных Гуссерлем в 1913 году и более известных как ‘Идеи I’) появилась идея трансцендентальной феноменологии. Это заключается в процессе доступа к чистому сознанию через epojé (приостановление предшествующего суждения) как надлежащий метод редукции. Редукция – система шагов по выделению явления как такового и уметь находить объект, трансцендентный сознанию

Исследования Гуссерля менялись с течением времени. Однако его идеи в целом были восприняты из этих ранних работ. Одним из величайших адресатов Гуссерля был его ученик Мартин Хайдеггер, который даже сменил его на посту ректора университета. Хайдеггер критически переформулировал многие идеи Гуссерля и обратил свои исследования к онтологии бытия

Оба философа были приняты с большим энтузиазмом во французском философском мире. Эманнуэль Левинас, Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти были великими распространителями его работ. Им мы обязаны тем, что сегодня известно как французская феноменология

Общие понятия феноменологии

В любой философской системе, опирающейся на феноменологию, существует ряд общих концептуальных терминов, которые необходимо принимать во внимание. Это связано с тем, что их использование носит технический характер, и во многих случаях это термины, которые не имеют перевода с немецкого на другие языки

  • Намерение. Сознание отличается своим интенциональным характером, т.е. сознание всегда что-то осознает, оно всегда направлено на что-то.
  • Интуиция . Это наиболее общая форма, которая приводит нас в контакт с объектом. Существует несколько типов интуитивных актов: восприятие (вводит нас в непосредственный контакт с объектом), воспоминание, ожидание и образное сознание.
  • Пустое намерение. Это акт сознания, который ложится на объект, то есть предполагает его как место, на которое можно направить интенциональность, без того, чтобы объект действительно был там.
  • Опыты. Это все психические явления, которые являются частью хода нашего сознания. В рамках их классификации можно выделить:
  • Намеренные переживания
  • Восприятия
  • Суждения
  • Акты будут
  • Непреднамеренные переживания
  • Вопрос восприятия.
  • Вопрос аффективности.
  • Вопрос о завещании.
  • Ноэзис и ноэма. Они описывают два аспекта акта сознания. Если ноэзис состоит в акте придания смысла материи интенционального восприятия, то ноэма – это результат этого акта придания смысла, который заканчивается конструированием объекта, трансцендентного сознанию.
  • Gegebenheit. Относится к данному состоянию вещи.Gegebenheit – это дарение (или предоставление) вещи сознанию.

Феноменологический метод

Начиная с 1913 года и с публикации ‘Идеи I’, гуссерлевская феноменология приняла трансцендентальный поворот, который основывался на идее возвращения к самим вещам, как утверждает Гуссерль. Это означало создание метода, который позволил бы действительно идти к вещи, не предопределяя ее заранее

Феноменологический метод состоит из двух общих этапов:

  1. Первым шагом является этап epojé.Epojé – это приостановка предварительного суждения. Это предполагает приостановку или выведение за скобки естественного тезиса о мире, чтобы перейти к данности вещи.
  2. Второй этап, который характеризуется положительным аспектом, – это феноменологическая редукция. Это адресация остатка или остатка, который остается после вынесения мира за скобки. Если первое – это ограничение, то второе – это восстановление.

Метод позволяет прийти к философскому отношению, достаточно очищенному от предубеждений, чтобы позволить явлению проявить себя так, как оно есть само по себе

Представители феноменологии

Эммануэль Левинас был тем, кто представил Гуссерля во Франции.

Феноменология – относительно недавнее философское течение. Однако 20 век ознаменовался как течение, из которого вышли многие известные мыслители и философы. Некоторые из них:

  • Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он является отцом-основателем феноменологии, чьи работы обсуждаются и исследуются и сегодня. Считается, что он оставил более сорока пяти тысяч неопубликованных фолиантов.
  • Мартин Хайдеггер (1889-1976). Он был прямым учеником Гуссерля и, основываясь на критике своего учителя, разработал онтологическую теорию в ‘Бытии и времени’.
  • Морис Мерло-Понти (1908-1961). Он был одним из первых франкоязычных читателей Гуссерля и Хайдеггера и разработал феноменологию тела, опубликованную в ‘Феноменологии восприятия’.
  • Эммануэль Левинас (1906-1995). Он был одним из самых важных этических деятелей 20-го века. Он представил Гуссерля во Франции, опубликовав ‘Феноменологическую теорию интуиции’.
  • Жан-Поль Сартр (1905-1980). Его считают отцом экзистенциализма. После пребывания в Берлине в 1933 году он обратился к изучению феноменологии Гуссерля и Хайдеггера.
  • Жан-Люк Марион (1946-.) – французский феноменолог второй половины 20-го века, который произвел революцию в области феноменологии, переведя идею Gegebenheit как дарение. Он переосмыслил идею феномена как насыщенного явления.

Следит: Методология

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Автор статей
в научных журналах, был редактором в журнале университета.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий