Главная страница » Гедонизм
Философия

Гедонизм

Мы объясняем, что такое гедонизм, его течения, характеристики и основные представители в истории и сегодня
Гедонисты стремятся получить не только физическое, но и духовное удовольствие

Что такое гедонизм?

Гедонизм – это философская и моральная школа, которая рассматривает удовольствие как то, что определяет моральную ценность поступка. Удовольствие, отождествляемое с благом, является конечной целью человеческой деятельности

Слово гедонизм происходит от греческого hēdonḗ (ἡδονή) и часто переводится как удовольствие . Как философское течение, гедонизм связан с рядом теорий, общим фактором которых является центральная роль, которую в них занимает удовольствие

Как философское течение, гедонизм развивался в два исторических периода:

  • Первый период (4 и 3 века до н.э.).C). В этой первой группе мы находим некоторых софистов , киренаиков и эпикурейцев.
  • Второй период (18 век). Она развивалась благодаря теориям философов-утилитаристов Дж. Бентам и Дж.S. Мельница.

Вам может быть полезно: Моральные ценности

История гедонизма

С точки зрения технического определения, можно выделить психологический гедонизм, нормативный гедонизм и аксиологический гедонизм. Разница между ними заключается в том, как поступают с удовольствием – индивидуально, этически или как с внутренней ценностью

Гедонизм берет свое начало в Древней Греции, примерно в 4 веке до нашей эры.C . В этот период существовали две великие школы философской мысли , которые характеризовались как формы гедонизма: киренаики (во главе с Аристиппом из Киринеи) и эпикурейцы (Эпикур из Самоса)

Классический гедонизм уступил христианской мысли во времена Средневековья. Для христиан тело было преходящим, простым проводником души, которая легко поддавалась искушениям. Удовольствие ассоциировалось с эгоизмом и индивидуальностью, чуждыми духовному поиску, продвигаемому католической церковью как цель человека

Однако в XVIII веке гедонизм вновь приобрел известность благодаря работам британского философа и экономиста Джереми Бентама (1748-1832), отца утилитаризма, наряду с Джоном Стюартом Миллем. Эта форма гедонизма определяла удовольствие как полезное благо, цель общества в той мере, в какой оно провозглашает благо многих, а не отдельного человека

Таким образом, гедонизм дошел до наших дней, несмотря на то, что его часто считают извращением или моральным отклонением, и что он сведен к хаотичной и стигматизированной форме удовольствия, далекой от того, чем он был в своих истоках

Характерные черты гедонизма

Эпикур возглавлял одну из первоначальных школ гедонизма.

Некоторые характеристики гедонизма таковы:

  • Это философская и моральная доктрина, которая понимает удовольствие как благо, к которому нужно стремиться и развивать.
  • Удовольствие для гедонизма может быть физическим, духовным или любым состоянием отсутствия страданий.
  • Как философская школа, она возникла в классической Греции вместе с киренейской школой (во главе с Аристиппом из Киринеи) и эпикурейской школой (во главе с Эпикуром из Самоса).
  • Обычно считается, что это индивидуалистический образ мышления, хотя определенные формы гедонизма можно найти в доктринах социального обеспечения, таких как утилитаризм.
  • Большинство гедонистов рассматривают удовольствие и страдание как разновидности горячего и холодного, то есть как имеющие разную степень интенсивности, измеряемую по шкале.
  • Она связывает идею удовольствия с идеей блага, которое может быть индивидуальным, частным, социальным, духовным или физическим.
  • Гедонистическое удовольствие не подразумевает эгоистического или эгоистического бескорыстия, но движет стремлением к благу, основанному на отсутствии боли и страданий.

Виды гедонизма

Двумя великими философскими школами гедонизма были:

  • (Киренейская школа.)Эта школа была основана Аристиппом из Киринеи, учеником Сократа и одним из великих классических представителей гедонизма. Создан между 4 и 3 веками до н.э. БК, он отстаивал скептическую позицию в отношении знания, по сравнению с которой только ощущения могут быть приняты на веру. Среди них киренаики отстаивали то, что они называли удовольствиями в движении, которые напоминали удовольствие и состояли из легкого и нежного движения. Единственным возможным благом, которое можно выбрать для человеческих действий, было удовольствие, понимаемое как индивидуальное, непосредственное и разумное.
  • Эпикурейская школа. Эта школа выросла из мысли Эпикура и его последователей, которые утверждали, что удовольствие – это начало и конец счастливой жизни. Эпикурейцы понимали удовольствие как стабильное состояние или ощущение, а не как нечто мгновенное или преходящее. Они связывали удовольствие с отсутствием боли. Таким образом, удовольствие было направлено на то, чтобы любой ценой избежать страданий, обрести счастье с помощью благоразумия и разума. Самоконтроль и управление удовольствиями позволяли избежать будущих страданий, поэтому эпикурейцы практиковали атараксию (спокойствие духа) как ведение к статичному, спокойному удовольствию.

Помимо киренейской и эпикурейской школ, в истории западной мысли мы можем найти и другие формы гедонизма, менее популярные, но одинаково практикуемые разными группами и в разное время

  • Эвдемонизм. Введенная Аристотелем, она представляла собой моральное наставление, согласно которому удовольствие, понимаемое как благо, является средством к счастью, конечной цели человека. Эвдемонисты утверждали, что для достижения счастья необходимо действовать в соответствии с природой, стремясь найти золотую середину между нашей животной (физической) и социальной (психической) сторонами.
  • Либертарианство. Это крайняя форма гедонизма, которая считает любые моральные ограничения личности ненужными и противоречащими природе человека. Его пропагандировал английский поэт и писатель Джон Уилмот (1647-1680), а также знаменитый маркиз де Сад (1740-1814) в своих литературных трудах, что привело к тюремному заключению и, в конечном итоге, к психушке, а также к запрету его произведений католической церковью.
  • Утилитаризм. Эта доктрина, рожденная в XVIII-XIX веках британскими философами Джереми Бентамом (1748-1832), Джеймсом Миллем (1773-1836) и Джоном Стюартом Миллем (1806-1873), перевернула традиционный гедонизм с ног на голову и направила его на социальное благополучие большинства, основываясь на идее удовольствия как чего-то полезного.
  • Современный гедонизм. В основном защищаемое французским философом Мишелем Онфреем (1959-) и французской писательницей и сексологом Валери Тассо (1969-), течение гедонизма стремится найти способ жить в современном обществе в ликующей манере. Она рассматривает страсти тела как союзников, а не врагов, и отдает предпочтение мгновенному, а не становящемуся.

Представители гедонизма

Помимо того, что Джереми Бентам был частью гедонизма, он основал утилитаризм.

Различные мыслители и философы писали о гедонизме и пропагандировали его в той или иной форме. Среди них мы находим следующие:

  • Аристипп (435-350 гг. до н.э.).C.). Греческий философ, родившийся в городе Киринее, он был учеником Сократа, с которым познакомился во время Олимпийских игр и сопровождал его до дня казни. Он основал киренаический гедонизм и пропагандировал жизнь, основанную на немедленном, мягком и хрупком удовольствии.
  • Эпикур (341-c. 270 a.C.). Греческий философ, основатель эпикурейства и рационального гедонизма, на его учение большое влияние оказали труды Аристотеля, Демокрита и киников. Отойдя от платонизма, он основал свою собственную школу, прозванную Садом. Его работы известны по комментариям и компиляциям римского философа Лукреция и его ‘De rerum natura’.
  • Джон Уилмот (1647-1680). Второй граф Рочестер, он был автором важного либертинского поэтического произведения, учеником мыслителя Томаса Гоббса и других французских либертинов, стремившихся спасти Эпикура, таких как Теофиль де Виау и Клод Лепети.
  • Маркиз де Сад (1740-1814). Французский философ и писатель, его творчество подвергалось гонениям со стороны католической церкви, которая приговорила его к тюремному заключению, а затем к психиатрическому интернированию, которое длилось 27 лет.
  • Джереми Бентам (1748-1832). Английский философ, экономист, мыслитель и писатель, он был основателем утилитаризма, образа мышления, который сблизил его с демократическими и прогрессивными направлениями, с целью достижения наибольшего счастья для наибольшего числа граждан. Для утилитаризма благо – это полезное, а полезное увеличивает удовольствие и уменьшает боль.

Основные противники гедонизма

Гедонизм с самого начала своего существования противостоял моральным слоям общества, особенно христианству , которое выступало против всех форм мышления, придававших большее значение переживаниям тела, чем переживаниям души

С другой стороны, такие философы, как британский Джордж Эдвард Мур (1873-1958), основатель аналитической философии и сторонник философского реализма, посвятил большую часть своей работы 1903 года ‘Principia Ethica’ опровержению гедонизма, обвиняя его в натуралистическом заблуждении, считая удовольствие высшим благом

Аналогичным образом, позитивные и когнитивные психологи предположили, что идея о том, что жизнь поддерживается стремлением к удовольствию, приводит к неудовлетворенности. Вместо этого они выдвинули на первый план поиск обязательств , то, что американский психолог Мартин Селигман (1942-) называет целеустремленной жизнью

Гедонизм сегодня

Существует современное гедонистическое направление, которое не является единой доктриной как таковой, и которое продолжают различные авторы и философы. Мишель Онфрей и Валери Тассо, современные писатели, предлагают философский гедонизм, который не связан с деньгами или капиталистическим потреблением , но преследует трудное искусство установления мира с самим собой, как утверждает Тассо в одной из своих книг

Британский философ-трансгуманист Дэвид Пирс также выдвигает одну из форм гедонизма, говоря, что этический императив должен заключаться в том, чтобы избежать страданий всех существ, способных их испытывать. Эта позиция отстаивается в его книге ‘Гедонистический императив’, которая служит манифестом для Всемирной трансгуманистической ассоциации, одним из основателей которой является Пирс

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Автор статей
в научных журналах, был редактором в журнале университета.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий