Главная страница » Средневековая литература
Литература

Средневековая литература

Мы объясняем, что такое средневековая литература, ее общие темы и другие характеристики. А также наиболее важные авторы и произведения
Средневековая литература сформировалась под влиянием христианства

Что такое средневековая литература?

P9HO8 средневековая литература объединяет все письменные художественные произведения Европы , относящиеся к тысячелетию Средневековья , исторический период между падением Римской империи в V веке и открытием Америки в XV веке, характеризующийся подъемом аграрного феодального общества

Средневековье было долгим и сложным периодом, который традиционно называют обскурантизмом, поскольку уровень грамотности и распространения грамотной культуры в Европе сильно снизился по сравнению с Античностью и особенно с более поздним Возрождением. Дух эпохи был религиозным, и христианство доминировало в европейской культуре, навязывая веру и догматические ценности выше всех других точек зрения

Следовательно, средневековая литература представляет собой заметное преобладание религиозности и мистической литературы , а также исследование местных историй и мифологий в христианском ключе. Бестиарии, жития, мистическая поэзия, гимны и литургии были преобладающими жанрами , хотя к концу периода появился роман, предвосхитивший огромные культурные изменения, наступившие с Ренессансом в XV веке

Однако трудно говорить о литературе, созданной на целом континенте за десять веков истории, как о чем-то едином, поэтому средневековая литература – это общее и панорамное название, имеющее ограниченное применение. Средневековые литературные произведения часто больше отвечают своему географическому, политическому и культурному контексту появления, чем всему периоду

Вам может быть полезно: Литературные движения

Характеристика средневековой литературы

С очень широкой точки зрения, средневековая литература характеризуется следующим:

  • Ее можно разделить на две части: религиозная литература , исходящая от Церкви и мира христианской культуры, и профанная литература , менее многочисленная, исходящая от народа.
  • Она представляет собой абсолютное преобладание христианских ценностей в различных формах литературы, от лирики до повествования. Иногда это связано с прямой ссылкой на Христа или Евангелие, а иногда с более или менее скрытой символикой, в которой традиционные образы кельтских, германских и англосаксонских народов, например, часто христианизировались.
  • Анонимные тексты многочисленны, особенно в светской литературе, с различными версиями, пришедшими из народной устной традиции. Это часто связано с динамикой церковной цензуры или контроля над текстами , поскольку народные массы были неграмотны, а распространение письменности было очень ограничено.
  • Напротив, многие из его известных авторов были церковными отцами, монахинями или священниками , чьи работы исследовали концепции теологии философии , литургии или делали завуалированную критику самой церкви.
  • В их произведениях присутствует важный признак устности , поскольку их часто читали слушателям, а не читали молча, и это приводит к преобладанию стиха , поскольку это облегчает запоминание строк.
  • С другой стороны, дидактизм был важной чертой этой литературы, поэтому она сопровождалась морализаторским, воспитательным духом.
  • Первоначально она была написана полностью на латыни, но с течением веков ее стали писать на простонародных языках. Средневековый английский и французский имели свой момент славы в качестве языка средневековой письменности, в то время как испанский язык достиг своего расцвета в конце периода, во время барокко .
  • Наиболее культивируемыми жанрами были драма (саги), басня, лирика и, ближе к концу Средневековья, роман

Темы средневековой литературы

В рыцарских книгах христианские армии сражались против представителей других религий.

Основные темы средневековой литературы можно обобщить в следующих пунктах:

  • Книги о рыцарстве. Борьба христианских сил против ислама или против еретических остатков древних европейских религий была представлена в рыцарских подвигах, в которых архетип героя более или менее повторял ряд инициационных вех на пути, изобилующем символами.
  • Придворная любовь. Романтика между простолюдинами, особенно между влюбленными пастухами, изобиловала в Средние века, особенно в светской литературе. Такие любовные отношения, как правило, были интенсивными, поэтическими и платоническими, и о них рассказывали в стихах и песнях.

41D33 мистическая поэзия. Стихи о религиозном опыте или любви к Господу, под которыми часто скрывались признания в любви к другим, особенно в случае со священниками, монахинями или невозможными любовями.

  • Агиография. Жития святых, рассказанные с педагогической точки зрения, как пример для подражания.
  • Бестиарии. Это были книги, похожие на зоологические атласы, в которых художественная литература играла важную роль, поскольку животные объяснялись скорее с моральной, чем с научной точки зрения. Так, многие из них олицетворяли определенные грехи, в то время как другие были посланниками Бога, взятыми из различных рыцарских деяний или из самого христианского Евангелия.

Произведения и авторы средневековой литературы

Джованни Боккаччо написал ‘Декамерон’, одно из величайших произведений итальянской литературы.

Некоторые из наиболее известных произведений средневековой литературы с указанием их авторов (когда они были известны) были следующими:

  • Амадис де Гола. Написанный анонимным автором, он является шедевром испанской средневековой традиции и одной из самых известных рыцарских книг, позднее осмеянной Дон Кихотом. Она датируется 13-м или 14-м веком и повествует о приключениях Амадиса, сына короля Периона, рыцаря-изгнанника.
  • Беовульф или Беовульф. Это длинная эпическая поэма англосаксонского происхождения и неизвестного автора, дата создания которой неизвестна (но предположительно между 8 и 12 веками). В ней рассказывается о жизни и коронации короля гаутов, а также о его борьбе с ужасными мифологическими чудовищами.
  • Песнь о Роланде. В оригинале на французском языке она называется ‘Шансон о Роланде’ и представляет собой эпическую поэму длиной в тысячи стихов, написанную в конце XI века и приписываемую Турольдо, нормандскому монаху. Предполагается, что это самый древний шансон де гест в Европе, повествующий о событиях битвы при Ронсвальсе под командованием графа Роланда из Шира Бретани.
  • Песня Мио Сида. Еще одна анонимная кантата де гест, вдохновленная последними днями Кампеадора Сида, кастильского рыцаря Родриго Диаса де Вивара. Сохранилась версия, датируемая примерно 1200 годом, и она является первым поэтическим произведением в испанской литературе.
  • Песнь о Нибелунгах. Песнь о деяниях, написанная около XIII века неизвестным германским автором. В ней собраны различные традиционные германские легенды, смешанные с мифологическими концепциями и историческими фактами.
  • Кентерберийские рассказы. Это сборник из 24 сказок, написанных английским писателем и дипломатом Джеффри Чосером (1343-1400) примерно между 1387 годом и его смертью. Эти сказки , написанные в основном в стихах, представляют собой самое значительное средневековое произведение на английском языке.
  • Декамерон. Сборник рассказов и новелл итальянского гуманиста Джованни Боккаччо (1313-1375), содержание которых варьируется от эротического, трагического до юмористического. Написанная на флорентийском народном диалекте, она является одним из величайших произведений итальянской литературы всех времен, не только средневековой.

 

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Автор статей
в научных журналах, был редактором в журнале университета.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий