Главная страница » Стоицизм
Философия

Стоицизм

Мы объясняем, что такое стоицизм в философии, его принципы и представителей. А также, что это такое в повседневной жизни
Стоицизм был основан Зеноном в Греции, а затем распространился в Риме

Что такое стоицизм?

Стоицизм – философская школа, основанная в Афинах в начале III века до нашей эры.C . Это философское течение предлагает мировоззрение, в котором все может быть осмыслено через личную этику, основанную на логической системе и законе причинно-следственных связей. Таким образом, вся Вселенная структурирована рациональным и понятным образом, даже в тех случаях, когда мы, человеческие существа , не можем визуализировать и понять такую структуру

Древние стоики утверждали, что хотя мы не можем контролировать то, что происходит во Вселенной вокруг нас, мы можем контролировать то, как мы думаем об этом

Таким образом, согласно их доктрине , люди должны культивировать дисциплинированный, самоконтролируемый и терпимый образ жизни , используя мужество и разум. Таким образом можно достичь определенной добродетельной гармонии, единственного пути к истинному счастью

История, происхождение и этимология термина ‘стоицизм’

Стоицизм был одной из философских школ Древней Греции, основанной в Афинах в III веке до нашей эры.C. Зеноном из Цитиума (336-264 гг. до н.э.).C.) , философ финикийского происхождения, прозванный в то время стоиком. Среди его самых известных учеников был Клеант из Асо (330-300-232 гг. до н.э.), который был его преемником.до н.э.), который был его преемником, и Хрисипп из Солоса (281-208 гг. до н.э.), ученик Клеанта из Асоса (330-300-232 гг. до н.э.).до н.э.), ученик Клеанта и важная фигура стоической школы

Первоначально известное как зенонизм, стоическое движение или стоикос (Στωϊκός) берет свое название от термина Stoa Poikile или раскрашенный портик (на древнегреческом ἡ ποικίλη στοά). Стоа Пойкиле – портик, расположенный к востоку от Агоры в Афинах, украшенный мифическими и историческими сценами сражений. Именно здесь Зенон встретился со своими учениками, и поэтому они известны как стоики

Стоицизм был очень успешен в Древней Греции. Принято считать, что он имеет три фазы: старый, средний и новый стоицизм. Зародившись в Афинах, она распространилась среди других жителей Средиземноморья, особенно в Римской республике. Там развился так называемый римский стоицизм, представителями которого являются Панаэций, Посидоний, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Эти авторы были даже более известны, чем сами греческие стоики. До наших дней дошло больше произведений римского стоицизма, чем греческого стоицизма

Стоицизм возродился в 16 веке, и его доктрина была объединена с различными элементами христианства под названием неостоицизм. Его основателем был бельгийский гуманист Юстус Липсиус (1547-1606). В 1584 году он опубликовал свою самую известную работу ‘De constantia’, в которой представил основы обновленного стоицизма

Как классический, так и христианский стоицизм оказал сильное влияние на мышление нескольких важных современных философов. Это особенно видно в работах И. Кант, Дж. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Смит и даже J-J. Руссо

Принципы стоической философии

Основы стоицизма можно кратко изложить в следующих пунктах:

  • Главный девиз стоиков: добродетель – высшее благо или добродетель – единственное благо. Это означает, что человек должен стремиться к внутренней добродетели, понимая, что внешние элементы, такие как деньги успех здоровье или удовольствие сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, и человек не должен путать их с тем, что действительно важно: для стоиков мудрость является основным условием всех благ. Они считают, что счастье, знание и добродетель – это одно и то же. Строго говоря, блага, независимо от того, используются ли они неправильно или хорошо, должны быть безусловными благами, и только добродетель, понимаемая как знание, квалифицируется как безусловное благо.
  • Стоический дух должен быть спокойным, самообладающим и дисциплинированным, независимо от того, сталкивается ли он с несчастьем или щедростью. Только такое отношение безразличия может привести к свободе и спокойствию. Таким образом, стоики намеревались достичь невозмутимости, то есть атараксии, высшего искомого состояния.
  • Согласно стоикам, человек должен подражать Вселенной в ее равновесии, руководствуясь своей внутренней природой, а не отвлеченностью мира. Они считали, что некоторые ошибки в суждениях (т.е. ошибки в мыслях) могут порождать вредные эмоции, и поэтому человек должен сохранять свою волю в максимальном соответствии с природой, принимая вещи такими, какие они есть, отказываясь от желаний , страха и амбиций.
  • Для стоиков мера человеческой природы проявляется не в том, что человек говорит, а в том, как он действует. Поэтому все люди равны и принадлежат к одной большой семье, являясь гражданами мира. Таким образом, это была очень космополитичная философская школа.

XFT8V удачи и случайности не существует, но существует причинность: все является следствием чего-то другого, даже если мы не знаем чего или не можем этого понять.

Четыре великие добродетели стоиков

Стоики считали великими добродетелями следующие качества:

  • практические знания, которые позволяют со спокойной головой справляться со сложными ситуациями.

HEC3L воздержанность, умерить и контролировать соблазн повседневных удовольствий.22XQC справедливость , которая должна проявляться даже в случае получения несправедливости от других.

  • Мужество , как в экстремальных ситуациях, так и в повседневной жизни, сохранять ясность и целостность

Стоическая этика

7CEPD этика была одной из великих философских проблем, которыми занимались стоики. Актуальность этических вопросов и проблем находится почти в прямом диалоге с тем, что было сказано Сократом, Платоном и даже Аристотелем.
Некоторые из этих этических проблем таковы:

  • Объяснение внутренней иррациональности действий.
  • Проблемы, сопровождающие недостаток воспитания диспозиций характера.
  • Добродетель, моральный прогресс и индивидуальная ответственность.
  • Правильные и действительно правильные поступки соответствуют строгой морали.
  • Счастье как конечная цель человеческой жизни.
  • Эмоциональные состояния и последствия выполнения определенных действий в определенном эмоциональном состоянии.
  • Место, которое мы должны отвести эмоциональным состояниям в плане хорошей жизни и т.д.

Основные представители стоицизма

Сенека был одним из ведущих выразителей римского стоицизма.

Основные имена, связанные со стоицизмом в античности, были следующие:

  • Зенон из Цитиума (336-264 гг. до н.э.).C.). Основатель стоицизма родился в Кифо, Кипр, был учеником Полемона, Кратеса из Фив и Стилпона из Мегары. Изначально он интересовался школой цинизма , но его личные доктрины позже легли в основу философской школы. Его труды были утеряны во времени, так что до нас дошли лишь разрозненные фрагменты и упоминания в работах других авторов.
  • Клеант из Асо (330-232 гг. до н.э.).C.). Главный ученик Зенона и его преемник во главе стоической школы, он имел скромное происхождение, пока не присоединился к философской школе Портика, как тогда называли стоиков, а после смерти своего учителя стал ее руководителем. Он занимался этим до самой смерти в возрасте 99 лет.
  • Хрисипп из Солоса (281-208 гг. до н.э.).C.). Считаясь вторым основателем греческого стоицизма, он был его самой знаковой и важной фигурой, а также отцом греческой грамматики в античности. Он был учеником Клеанта и, как говорят, также посещал Платоновскую академию.
  • Сенека Младший (4 до н.э.). ДО Н. Э.-65 Г. Н. Э.).C.). Философ, политик и писатель, он был важной фигурой в римской политике во время правления Клавдия и Нерона. Он был одним из ведущих выразителей римского стоицизма, настолько, что его работы являются основным источником знаний о стоической доктрине, сохранившимся до наших дней. Его влияние на последующих мыслителей, как христианских, так и эпохи Возрождения, было огромным, наряду с Эпиктетом и Марком Аврелием.
  • Эпиктет (55-135 гг. н.э.).C.). Греческий философ стоической школы, он прожил большую часть своей жизни в Риме в качестве раба. Он основал собственную школу в Никополе, а его учение подражало учению Сократа, поэтому он не оставил никаких письменных работ. Его мысли сохранились благодаря его ученику Флавию Арриану.

Что значит быть стоиком сегодня?

Сегодня мы понимаем под прилагательным стоический или стоический а синоним спокойствия и хладнокровия , то есть отношение самообладания и сопротивления человеческим страстям

Таким образом, когда мы говорим, что кто-то стоически воспринял плохие новости, мы имеем в виду, что он или она отреагировали стойко, не поддавшись боли. То же самое можно сказать о ситуациях радости , стресса или любой человеческой эмоции

Например, если мы представим, что кто-то выиграл в лотерею и спокойно сообщает об этом, мы скажем, что он сделал это с абсолютным стоицизмом. То же самое можно сказать и о тех, кому приходится принимать важные решения и делать это с самообладанием и рациональностью, не поддаваясь эмоциям

Примеры стоицизма в повседневной жизни

Вот несколько примеров повседневных событий, которые стоически перенесены:

  • Разрыв любви, воспринятый стоически, не означает, что он не причинит нам боли или страданий, но мы переживем его, стараясь всегда мыслить максимально рационально, а не импульсивно, свойственно эмоциям и боли.
  • Выиграть желанный приз, быть стоиком – это не значит, что мы не будем испытывать радость или полностью подавлять ее, но мы будем испытывать ее, зная, что это мимолетное чувство и что оно не может заставить нас принимать определенные решения или действовать определенным образом. Даже в радости мы должны сохранять ясность ума. Стоик, конечно, будет праздновать свою победу, но не до такой степени, чтобы закладывать ее абсурдными действиями.
  • Участие в празднике для стоика – это упражнение в полной умеренности. Удовольствия и желания полезны и желанны только тогда, когда они ведут к трансцендентной добродетели, остальные служат для того, чтобы отвлечь нас от пути. Поэтому стоик будет наслаждаться только тем, что правильно, без излишеств и потери контроля.

Стоицизм, эпикурейство и скептицизм

Стоицизм, учение о разумной умеренности и атараксии, не следует путать с другими философскими течениями, такими как эпикурейство и скептицизм, например

  • Эпикурейство. Греческого происхождения, в античности (как и стоицизм) это философское учение, которое можно записать в гедонизм , то есть в стремление к удовольствию как единственному трансцендентному благу. Но в отличие от других гедонистических школ, учение, созданное Эпикуром Самосским около 307 г. до н.э., было очень популярным.C.предложил искать удовольствие через состояние, подобное атараксии стоиков: отсутствие боли и страха, а также отсутствие физической боли (апония). Этого состояния можно было достичь благодаря скромным и устойчивым удовольствиям, простой жизни и знанию устройства мира. Эпикурейство было конкурирующим учением с платонизмом, а затем со стоицизмом, и просуществовало до III века нашей эры.C.
  • Скептицизм . Это философское течение, утверждающее невозможность познания истины или даже существования истины, которую можно познать. Основанная в греческой древности философом Пирроном (365-275 гг. до н.э.), ее первоначальной максимой была истина. Его первоначальная максима заключалась в том, что философ должен высказывать мнение, а не утверждать что-либо, поскольку ничего нельзя знать наверняка. Сомнение и приостановка суждения (epoché) были основополагающими принципами этой философской школы.

За ним следуют: Эклектика

Михаил Морозов

Михаил Морозов

Окончил факультет журналистики МГУ. Ещё во время учёбы в вузе стал публиковаться в «Новой газете». Кроме литературной работы, профессионально занимался фотографией.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий