Главная страница » Барокко
Искусство

Барокко

Мы объясним, что такое барокко, его особенности и основных выразителей. А также, какими были живопись, музыка, архитектура и литература этого периода
Барокко изменило представление об искусстве

Что такое барокко?

Барокко – это период в истории культуры на Западе , который охватывал семнадцатый и начало восемнадцатого веков и ознаменовал изменение в представлении об искусстве , которая оказала влияние на многие области культуры и знаний, такие как литература, архитектура изобразительное искусство философия

Стиль барокко в первую очередь проявился в искусстве и характеризовался витиеватостью, перегруженностью, выражением внутренних страстей, экстравагантностью, детализацией и чрезмерным орнаментом, и проявился в таких дисциплинах, как поэзия живопись скульптура

Возникла в период напряженности после протестантской Реформации , Контрреформации и подъема абсолютистских монархий , Барокко возникло в Западной Европе и в некоторых ее колониях, таких как Латинская Америка , начиная с XVII века после Ренессанса. Однако его происхождение можно проследить в Италии, в период, известный как Seicento, и его название долгое время использовалось в уничижительном смысле для обозначения чего-то вычурного, причудливого или вводящего в заблуждение

После XIX века термин ‘барокко’ был переоценен и теперь используется не только для обозначения этого периода , но и для названия любого художественного проявления, идущего вразрез с ценностями классицизма

Вы можете использовать: Пластические искусства

Барочные темы

Барокко стремилось спасти ценности католической церкви.

Название ‘барокко’, согласно некоторым теориям, происходит от португальского слова, используемого для обозначения жемчуга, имеющего некоторую деформацию или неправильную форму. Поэтому изначально это название использовалось для обозначения определенного витиеватого, величественного и чрезмерного художественного стиля. Впоследствии этот термин использовался для обозначения вырожденной формы Ренессанса и, в конце концов, он стал рассматриваться как отрицание классики

Барокко радикально изменило способ создания искусства и мышления о культуре, и его основными характеристиками были:

  • (Он был противопоставлен эпохе Возрождения). Если для эпохи Возрождения было характерно спасение классической культуры, антропоцентризм, поиск совершенства и симметрии, а также воплощение таких тем, как любовь и красота, то барокко было отмечено пессимизмом, асимметрией и стремилось отразить страсти и вызвать эмоции
  • В нем превозносились ценности религии и монархии. В эпоху барокко фигура абсолютной монархии была усилена, а католическая церковь использовала различные художественные выражения как средство пропаганды против угрозы протестантизма. Великие дворцы, церкви и соборы были построены, чтобы подчеркнуть идею национального и религиозного.
  • Она производила показные и элегантные работы. Этот период характеризовался повышенным вниманием к деталям и изготовлением пышных, ярких и витиеватых изделий. Барокко часто ассоциируется с термином horror vacui, который означает полное заполнение произведения, не оставляющее пустых мест.
  • Она представляла страсти. Художники этого периода стремились вызвать эмоции у зрителей или читателей, и для этого они использовали детали, свет и тень, а также литературные приемы. Они стремились произвести эффект и для этого прибегали к орнаменту.
  • Это было выражено в различных видах искусства. Барокко было очень широким движением, потому что оно имело выразителей в различных художественных областях и дисциплинах, таких как живопись, скульптура, архитектура, литература музыка

Барочная живопись

Натурализм основывался на наблюдении и воспроизведении природы.

Барочная живопись была одним из наиболее развитых видов художественного выражения в период барокко и демонстрировала наибольшее разнообразие

С одной стороны, религиозная живопись, выполненная католической религией, была выдающейся , которая стремилась провозгласить свою веру перед лицом угрозы лютеранской Реформации (положившей начало протестантизму). В то же время живопись протестантской буржуазии также была заметна в этот период, создавая пейзажи и сцены повседневной жизни

Одними из главных представителей барокко в живописи были Диего Веласкес (1599-1660) в Испании, Рембрандт (1606-1669) в Нидерландах и Микеланджело Караваджо (1571-1610) в Италии

Основными чертами, характерными для живописи барокко, были:

  • Использование темного света (известное как тенебризм).
  • Поиск реализма
  • Использование движения и асимметрии.
  • Преобладание цвета над линией.
  • Использование глубины.

Кроме того, в искусстве барокко (особенно в итальянской живописи) существовали два противоположных направления:

  • Натурализм. Это был стиль, основанный на наблюдении и воспроизведении природы такой, какая она есть, изображая сцены из повседневной жизни. Этот стиль использовал тенебризм (пристрастие к кьяроскуро), и его главным выразителем был Микеланджело Меризи да Караваджо.
  • Классицизм. Это был стиль, противоположный натурализму, на который повлияли классические формы, в котором гармония и рисунок преобладали над цветом. Его главными выразителями была семья Карраччи.

Литература барокко

Сатира и насмешка использовались в романе эпохи барокко.

Литература барокко была сильно обусловлена католической контрреформацией и абсолютистскими ценностями, поэтому социальное недовольство и пессимизм нашли свое отражение в литературных произведениях, созданных начиная с XVII века. Авторы барокко затрагивали такие темы, как мечтательность, отчаяние, ложь и пессимизм, и оторвались от Ренессанса, который затрагивал темы, связанные с любовью и красотой

Тексты в стиле барокко отличались витиеватостью и использованием поэтических или литературных средств (таких как метафоры эллипсис или прилагательные), которые стремились вызвать эмоции у читателя. Одним из наиболее важных литературных течений этого периода была литература испанского барокко (которая охватывала часть испанского Золотого века ) с такими представителями, как Франсиско де Кеведо и Тирсо де Молина

Основными литературными жанрами барокко были:

  • ‘Роман’ . С этим жанром появилась возможность сатиры и насмешки, в которых использовались высокопарный язык, риторические фигуры и мифологические аллюзии. В этот период пикарескный роман переживал свой расцвет.
  • Поэзия . В поэзии существовало два основных течения: культеранизм, сосредоточенный не столько на послании, сколько на эстетике языка (его величайшим выразителем был Луис де Гонгора), и концептизм, сосредоточенный на связи между словами и понятиями.
  • Театр . В эпоху барокко театр достиг своего наивысшего расцвета благодаря сатирическим комедиям и сакраментальным пьесам.

Архитектура в стиле барокко

На архитектуру барокко сильно повлиял политический и религиозный контекст XVII века. С одной стороны, лютеранская Реформация вызвала ответную реакцию в виде католической контрреформации, которая стремилась через строительство церквей и соборов показать силу католической веры и ее величие. Так были построены такие эмблемы, как базилика Святого Петра и площадь Святого Петра в Ватикане

Более того, абсолютистские монархии, находившиеся в расцвете сил, стремились отразить свою власть (и власть высших слоев общества), строя показные дворцы с садами, украшенными фонтанами. Таков Версальский дворец во Франции, который был построен в 1623 году по приказу короля Людовика XIV и спроектирован Луи Ле Во и Андре Ле Нотром (который отвечал за дизайн садов)

Одними из основных особенностей архитектуры барокко были:

  • Для него были характерны чрезмерная орнаментация и высокая детализация конструкции и декора.
  • Он стремился отразить движение и динамизм, что проявилось в использовании изогнутых линий и включении куполов, арок и витых колонн.
  • Он установил тесную связь с другими художественными дисциплинами, включив в себя статуи, фонтаны, лепнину и фрески.
  • Он преуспел в строительстве церквей и дворцов.
  • Он придавал большое значение урбанизации с созданием площадей и мест общего пользования.

Музыка эпохи барокко

Барокко также было представлено в музыке, его выразителями были Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди. Как и в других дисциплинах, музыка в эпоху барокко была каналом, используемым художниками для выражения страстей. Среди основных вкладов этого периода: развитие музыкальных форм, таких как соната, кантата и опера, полихоральность, развитие тональной системы и развитие контрапункта

Одной из вех этого периода стало создание basso continuo, который представляет собой технику инструментального сопровождения. Бассо континуо состояло из низкого мелодического инструмента, который выполнял функцию баса, и гармонических инструментов, которые импровизировали на этой основе гармонию

Еще одним вкладом музыки в это время стало рождение оперы – песенного представления, в котором использовались ресурсы различных дисциплин. Хотя опера берет свое начало в греческом театре, ее развитие пришлось на конец XVI века. Произведение ‘Дафна’ (с либретто Оттавио Ринуччини и музыкой Якопо Пери) было написано в 1597 году и считается первой оперой

Окончанием эпохи барокко в музыке принято считать смерть немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году

Авторы и представители барокко

Среди наиболее выдающихся художников эпохи барокко были:

  • Литература :
  • Мигель де Сервантес (1547-1616). Он был испанским романистом Золотого века и считается одним из самых значительных авторов испанского языка. Он является автором первого современного романа: ‘Гениальный идальго Дон Кихот Ламанчский’.
  • Луис де Гонгора (1561-1627). Он был испанским поэтом Золотого века и главным представителем культеранизма. Его творчество включает романсы, сонеты, летрильи и крупные поэмы, такие как ‘Soledades’.
  • Лопе де Вега Карпио (1562-1635). Он был испанским поэтом и драматургом Золотого века. Он известен своим обширным творчеством, которое включает комедии , сонеты и поэмы. Фуэнтеовехуна’ и ‘El perro del hortelano’ – две самые известные его работы.
  • Франсиско де Кеведо (1580-1645). Он был писателем испанского Золотого века, прославившимся как своей поэзией, так и прозой. Его главные произведения – ‘Жизнь Бускона’ и ‘Счастье’.
  • Тирсо де Молина (1583-1648). Он был драматургом и поэтом испанского Золотого века. Он преуспел в написании комедий, таких как ‘Севильский бурлак’ (El burlador de Sevilla), и религиозных пьес (autos sacramentales).
  • Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681). Он был испанским поэтом и драматургом, одним из главных представителей Золотого века. Его самая значительная работа – La vida es sueño (‘Жизнь – это мечта’).
  • Сор Хуана Инес де ла Крус (1648-1695). Она была мексиканской писательницей и одной из главных выразительниц американского барокко. Его творчество включает сонеты, колядки и романсы.
  • Джон Донн (1572-1631). Он был английским англиканским поэтом и священником, одним из ведущих выразителей метафизической поэзии. Он писал проповеди, эссе и стихи, такие как ‘Посвящения’ и ‘Скорбь по смерти’.
  • Джон Мильтон (1608-1674). Он был английским поэтом, автором стихов, эссе и сонетов. Самым известным его произведением является поэма ‘Потерянный рай’.
  • Уильям Шекспир (1564-1616). Он был английским поэтом и драматургом, который считается одним из самых значительных авторов мировой литературы. Он писал стихи, драмы и комедии, в том числе ‘Ромео и Джульетта’, ‘Гамлет’ и ‘Макбет’.
  • живопись скульптура :
  • Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) . Он был итальянским художником и одним из ведущих представителей тенебризма. Он считается отцом современной живописи, а его наиболее значимыми работами являются: Призвание святого Матфея, Ученики Эммауса и Нарцисс.
  • Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он был немецким художником и представителем фламандской школы. Он был плодовитым художником, от которого сохранилось большое количество набросков и работ, среди которых: Сошествие с креста’, ‘Три грации’ и ‘Суд в Париже’.
  • Артемизия Джентилески (1593-1654). Она была итальянской художницей, которая преуспела в написании картин с изображением женщин. Наиболее известные ее работы – ‘Юдифь, обезглавливающая Олоферна’, ‘Сусанна и старики’ и ‘Лукреция’.
  • Джан Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был итальянским скульптором и художником, которого считают эталоном скульптуры барокко. Среди его наиболее ярких работ можно назвать следующие: Аполлон и Дафна’, ‘Экстаз святой Терезы’ и ‘Изнасилование Прозерпины’.
  • Диего Веласкес (1599-1660). Он был испанским художником и главным представителем в этой области барокко в Испании. Он был придворным художником короля Филиппа IV и писал религиозные произведения, мифологические работы, портреты и пейзажи. Среди его наиболее значимых работ: Лас Менинас’, ‘Венера в зеркале’ и ‘Триумф Вакха’.
  • Рембрандт (1606-1669). Он был голландским художником и одним из главных представителей барочной живописи в этой стране. Он преуспел в использовании кьяроскуро, и среди его наиболее значимых работ можно назвать следующие: Ночной дозор’, ‘Возвращение блудного сына’ и ‘Буря на Галилейском море’.
  • Йоханнес Вермеер (1632-1675). Он был голландским художником, о котором известно немного работ, посвященных темам повседневной жизни, портретам и пейзажам. Наиболее известными его работами являются: Девушка с жемчужиной’, ‘Девушка, читающая письмо’ и ‘Искусство живописи’.
  • Музыка :
  • Антонио Вивальди (1678-1741). Он был итальянским композитором и скрипачом, создавшим оперы, кантаты и концерты. Среди его произведений – ‘Времена года’, ‘Магнификат’ и ‘Глория’ RV 589.
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Это был немецкий музыкант, который считается одним из самых выдающихся композиторов в истории. Он был органистом, скрипачом и автором прелюдий, концертов, сонат, светских и религиозных кантат. Наиболее известными его работами являются: Страсти по Матфею, Бранденбургские концерты и Токката и фуга ре минор.
  • Георг Фридрих Хендель (1685-1759). Он был немецким композитором и одним из самых влиятельных музыкантов эпохи барокко. Он преуспел в постановке опер, а также создавал кантаты, оратории и серенады. Среди его наиболее значимых работ: Мессия’, ‘Ринальдо’ и ‘Музыка воды’.

Далее следуют: Готика

Аватар

Дмитрий Смирнов

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий